Научная психология в начале XXI века стремительно развивается как академическая наука и уверенно смотрит в будущее. Об этом могут свидетельствовать сотни научных и научно-популярных журналов, теле и радиопередач , множество монографий и научных публикаций, регулярно проходящие конференции и конгрессы.
Практическая психология охватывает все большие слои населения, начинает формировать спрос, возрастает востребованность в психологических услугах.
Психология как наука достаточно молода и, как говорил В.А. Мазилов «Не столь однородна, чтобы в отношении ее дать прямолинейные и однозначные ответы на поставленные вопросы, тем более, что ряд перспективных тенденций в ней давно уже существуют и активно разрабатываются (хотя и не стали господствующими). В то же время многое в психологической науке сегодняшнего дня, по сути, уже принадлежит прошлому. Для психологии, которая не столь жестко парадигмальна, как, скажем, естественные науки (хотя наличие неукоснительно признаваемых парадигм и в них многими сегодня оспаривается), очень важен «вектор» поисков и ожиданий».[2]
Современные психологи постепенно приходят к пониманию того, что даже самые неосознаваемые причины отдельных симптомов, проблем, травматических переживаний – только указывают на сбой в системе психики, свидетельствуют о нарушении целостности индивида, что только целостный (холистический, интегральный) подход открывает успешные пути достижения психического здоровья. Исходя из этого понимания, формируется такое достаточное новое и современное направление как интегративная психология.
Считается, что процесс интеграции в современной психологии закономерен, поскольку научная психология, разрываемая на различные конфликтующие друг с другом парадигмы, оказалась не в состоянии решать задачи, которые ставит современное общество. Все больше появляется методов личностной терапии и личностного развития, накапливаются знания по работе с переживанием трансцендентного опыта, кризисных состояний закономерного, ситуативного характера и широкого диапазона состояний сознания.
Необходимость в интегративном подходе возникла также в связи с игнорированием научной психологией интерперсонального (сознательного и бессознательного аспектов социального сознания) и трансперсонального опыта. [1]
Глобальная идея и высшая миссия интегративной психологии (К. Уилбер, В.В. Козлов), предполагает консолидацию множества областей, школ, направлений, уровней знаний о человеке в смысловом поле психологии без конфликта между собой. [4] Интегративный подход позволяет ухватить сознание в целостности, как активное, открытое, саморазвивающееся неструктурированное пространство, способное наполнять реальность смыслом, отношением и переживанием. Этот подход позволяет объединить телесные переживания (ощущения), эмоции, чувства, мышление и духовные переживания в целостность, в единство системы «Человек», и показать, при каких условиях возможно достижение ею подлинной целостности и аутентичности. Здесь же снимается проблема разделения «душа – тело» (психосоматическое единство становится очевидным). [3]
Появление новых подходов к пониманию проблемы и постановке задач автоматически влечет необходимость создания новой методологической основы, которая бы учитывала проявленность психического на всех уровнях существования человека.
Интегративная психология исходит из того, что человек – существо целостное, т. е. самостоятельное, способное к саморегуляции и развитию. Но человек – не единственная целостная сущность в мире. Все в обществе как в социальном организме также обладает целостностью, само социальное сообщество целостно на любой стадии функционирования (от диффузной группы до коллектива и чувства «мы») и независимо от сложности и объема организации (от малых групп до человечества как мегасоциальной системы). [2]
В настоящий момент в научных дисциплинах наблюдается бум в стремлении целостного, всеохватного осмысления человека. Понятие, которое вводится для обозначения этого стремления, – «интегративное». Мы можем встретить в научных публикациях словосочетания «интегративный подход в науке», «интегративная психотерапия», «интегративная педагогика», «интегративная антропология» и даже «интегративная гештальт-терапия». [4]
Интегративная психология является плодородным полем для взращивания новых идей, подходов, методов в научной психологии и практической психотерапии. Придерживаясь принципа целостности, а так же уважения и принятия различных парадигм, школ, направлений теоретической и практической деятельности, вначале рассматривавшихся как противоречащие, несовместимые, но впоследствии оказавшиеся вполне дополняющими, интегративная психология является источником инноваций, открытий, новых направлений в науке.
Практически все современные инновационные процессы в психологии ориентированы на интегральный, целостный подход и развитие науки движется в этом направлении.
Козлов В.В., основатель и руководитель российской школы интегративной психологии считает: «Интегративный подход дает возможность более широкого, целостного и многогранного взгляда на понимание человеческой природы и всей Вселенной. С позиции этого подхода представляется возможным свести воедино основные положения пяти ведущих направлений психологии и психотерапии: психоаналитического, физиологического, бихевиористического, гуманистического и трансперсонального в рамках концептуальной схемы интегративного подхода». [4]
Список используемой литературы
- Козлов В.В. «Психология творчества. Свет, сумерки и темная ночь души». Москва, 2008
- Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века Психологический журнал, №1 (январь), 2006
- Бревде Г. Интегральная (интегративная) психология, интегральный тренинг
- Козлов В.В. Предмет и задачи интегративной психологии