Каждый ребёнок сталкивается с предельными вопросами — вопросами начала и конца, жизни и смерти. Поиск ответов на эти вопросы — одна из важнейших задач развития личности и создания собственной картины мира.
Есть определённый возраст, когда ребёнок подходит к подобным темам вплотную. В теории детской психологии считается, что такой возраст наступает в 5-6 лет. На самом деле всё очень индивидуально и зависит от скорости речевого развития и многих других показателей. Обычно ребёнок впервые задумывается над этой темой между четырьмя и пятью годами. Однако, если двухлетний ребёнок пережил потерю близкого существа, пусть даже хомяка, он расстраивается и пугается. В нашем сознании с рождения заложены определённые модели восприятия. Даже годовалый ребёнок чётко отличает живое от неживого, ориентируясь на позу, контуры, пластику.
Нельзя сказать, что мы, взрослые, знаем о смерти всё. Каждый человек продолжает думать над этой темой в течение всей жизни. И всё равно, когда уходит близкий человек, мы всегда потрясены. И тут важен первый принцип: ни в коем случае не представляться детям всеведущим мудрецом. Даже если вам сейчас кажется, что вы готовы дать квалифицированный ответ, через 5-10 лет ваше мировоззрение может настолько измениться, что ответы на те же самые вопросы окажутся совершенно другими. И не потому, что вы изменили своим принципам, а просто потому, что вы тоже находитесь в процессе становления.
Разговаривая с детьми пяти лет и старше, лучше сказать: «сейчас я думаю так», «я тоже над этим думаю». Дайте ребёнку понять, что вы не эксперт, вы тоже размышляете, но продвинулись в своих размышлениях значительно дальше, потому что у вас было больше времени.
Второй принцип: детей нельзя обманывать. Часто родители, не зная, что сказать, морочат детям голову и делают вид, что всё нормально. Например, ребёнку, увидевшему мёртвого воробья, родители говорят: «Он заснул, он сейчас проснётся», — но малыш чувствует, что здесь что-то не так. Враньё десять раз обернется против вас: дети быстро понимают, что в важных делах вам доверять нельзя — всё равно правды от вас не добьёшься.
Третий принцип — отвечать только на заданные вопросы. Пусть вашему ребёнку уже пять или шесть лет, психологически он может быть моложе своего биологического возраста. Не стоит самим заводить разговоры на скользкие темы ради педагогических или просветительских целей.
Встречаются, правда, достаточно скрытные дети. Если вы уверены, что ваш ребёнок таков, что он не решается заговорить с вами первым, проявите инициативу сами. Кроме того, почти все дети думают, что взрослые ничего не понимают и разговаривать с ними бесполезно.
Малыш может молчать, потому что не надеется услышать от взрослых что-нибудь стоящее, ведь часто они пропускают мимо ушей самые важные детские вопросы. В повседневной суете мы не можем понять, сколь необходимы ребёнку ответы на них. Иначе ребёнок загоняет проблему внутрь и, поскольку сам не в силах разобраться в ситуации, выдаёт неожиданные и непредсказуемые реакции: дурное поведение, ночные кошмары, страхи.
Почти в каждой семье тема смерти и ухода табуирована. Мы сами не любим думать и говорить о печальном. Мы уходим от ответов, желая защитить ребёнка: пока малыш не знает, что люди умирают, пока человек не знает о смерти, он — бессмертен. Однако взрослому нужно быть готовым к подобному разговору, это необходимый этап взросления, который родители должны пройти вместе со своими детьми.
Что ещё важно?
- Специфическое впечатление о смерти, полученное ребенком, будет в большой степени зависеть от отношения к происходящему самих родителей, а также от особенностей строения его личности.
- Манера, в которой объясняется феномен смерти, обычно менее важна, нежели степень тревоги, которая уже наличествует как часть личности ребенка к моменту, когда он впервые слышит о смерти.
- Отношение к смерти самих родителей является очень важным фактором. Человек, который сам, открыто или в глубине души, боится смерти, окажется в трудной ситуации, когда ему понадобится представить философское объяснение этого фактора ребенку. Поэтому родителям важно осознать и принять своё собственное отношение к смерти.
- Не стоит использовать образ смерти как инструмент для манипуляции ребенком, не нужно запугивать ребенка смертью.
- Также не стоит сравнивать смерть со сном. После такого сравнения у некоторых эмоционально чувствительных и тревожных детей может появиться страх перед засыпанием, т.к. они будут бояться умереть.
Автор: Екатерина Бурмистрова, семейный психолог
Что ещё почитать:
Франсуаза Дольто “Когда рождается ребенок” (глава “Мы умираем, потому что живем…”)М., 2004
Пернилла Стальфельт “Книга о смерти”, М., 2007
У. Нильсон, Э. Эриксон “Самые добрые в мире”, М., 2007