…Среди тех людей, которые приходят ко мне за помощью, часто встречаются те, у кого было далеко не безоблачное детство. Если честно, то ни одного не было, у кого в детстве всё хорошо было. Спектр детских проблем и неприятностей очень широк и разнообразен. Вот некоторые из них. Родители конфликтно развелись и сделали ребёнка предметом шантажа и своим артефактом; Родители были не прочь выпить и предъявить ребёнку претензии по поводу и без повода; один из родителей умер или трагически погиб; один из родителей – чаще мать – был склонен (и до сих пор склонен) – руководить действиями ребёнка, бесконечно его критиковать и никогда не поддерживать; Один из родителей – чаще отец – напивался и гонял всю семью так, что спастись можно было только сбежав из дома или притвориться спящим – и уснуть по-настоящему, мгновенно, отключиться и проспать до утра; один из родителей – чаще мать – настолько тревожен, что рассказывать ему что-либо о себе – означает создать себе гораздо большие проблемы, чем утаить все свои сложности от него; гиперопека – лишение ребёнка права голоса, права желаний, чувств, и действий не по указаниям; гипоопека – когда на ребёнка совсем не обращают никакого внимания – и тогда ребёнок начинает считать, что его не любят, а вот приятеля его из соседнего дома – любят, потому что бьют регулярно, потому что им не всё равно.
И что самое интересное, что сами такие клиенты считают, что у них было нормальное детство, их любили и любят до сих пор. И только потом понемногу начинает выясняться, что в детстве было много трагических моментов, но сам человек считает их чем-то вполне нормальным, нормальным составляющим счастливого детства.
Так же не редко бывает, что клиент не может вспомнить детства вообще. Помнит, но после определённого возраста. Или помнит до. Или помнит отдельные моменты, но цельной картины нет. Вытеснилось. Потому, что было тяжёлым. Эмоционально тяжёлым. Трудно выносимым.
Что же вытесняет детский мозг?
Травму унижения.
Травму насилия.
Травму оставления без помощи и внимания.
Даже вполне приличные матери, не будучи агрессивными или алкоголичками, могли причинять серьёзный моральный ущерб ребёнку, если у них самих было в жизни всё плохо, и они были настолько поглощены своими проблемами, находились в депрессии или у них хватало сил только на то, чтобы кое-как выполнять свою работу – были для ребёнка эмоционально не доступны и по сути не имели с ним тёплого личностного контакта.
Негативный детский опыт создаёт серьёзные функциональные изменения на участке мозга, управляющим распознаванием наших собственных потребностей и желаний. И – аналогичных чувств у других людей. То есть, человек сам не может до конца понять, чего же он на самом деле хочет. Что бы он предпочёл съесть, какую одежду купить, с кем дружить, какую профессию выбрать и чем заниматься. И понять что хотят другие – тоже проблема. Что на самом деле хочет от него собеседник. Что стоит за тем, что собеседник декларирует. Это существенно влияет на способность взаимодействовать с другими людьми в течение жизни.
У людей, переживших в детстве травму унижения – базовое чувство собственного Я очень слабое. (Часто это какой-нибудь публичный позор. Выставление на всеобщее обозрение ребёнка голым – в детском саду такое иногда происходило раньше, в Советском Союзе; или «посмотрите на него, он ещё и огрызается, настырный какой»; запирание ребёнка в детском саду в туалете и прочее). Такой человек всегда будет не уверен в себе. А значит, ему всегда будет сложно строить взаимоотношения.
В результате травматического опыта у ребёнка повреждаются некоторые нейронные участки мозга. Сеть пассивного режима работы мозга почти не работает. А ведь качественная работа этой сети – одно из основных условий эффективной работы мозга. Пассивный режим работы мозга – это режим отдыха, когда мы ничего не делаем. Именно в эти моменты происходит усвоение полученного опыта, его переработка и присвоение сделанных выводов, когда «знания становятся плотью» – по меткому выражению Сухомлинского. Если сеть пассивного режима работы мозга работает хорошо – такой человек хорошо усваивает информацию, у него хорошая память, низкая тревожность, он успешен по жизни.
Если же работа этой сети нарушена – у такого человека много сложностей в жизни. Он не может выстроить нормальные отношения. Он не выдерживает конфликтов. Он не может найти хорошую работу. ОН не усваивает много информации и у него высокий уровень базовой тревоги.
Высокий уровень тревоги – это как раз та причина, по которой сеть пассивного режима работы мозга плохо работает. Из-за этого высокого уровня тревожности он никогда не может расслабится до конца. Он всегда собран. Всегда в ожидании подвоха. Всегда настороже.
Люди с повреждением некоторых нейронных участков мозга имеют проблемы в отношениях, потому что выбирают себе проблемных партнёров, именно потому, что , встречая такого «проблемного» человека, они не чувствуют опасности, а наоборот – попадают в «родную» для себя ситуацию – чувствуют «родство душ», влюбляются, думая, что нашли свою «вторую половинку». И держаться за такие отношения во что бы то ни стало, любой ценой. Получая в этих отношениях унижение, насилие, жестокость – держаться ещё больше, потому что это и есть повторение их детского опыта. В их понимании – это и есть настоящая любовь. Хотя на самом деле это скорее зависимость, чем любовь. В данном случае можно с уверенностью утверждать, что такая любовь – это повторение детских переживаний, которые человек впервые прочувствовал в опыте со своим родителем. Наш первый опыт всегда от родителей (или от лиц, их заменяющих) – и именно его мы принимаем за норму. Когда этот опыт был тяжёлый – то наша «зона комфорта» в отношениях, на самом деле находится в зоне дискомфорта.
Осознав свой детский травматический опыт, вы можете предпринять шаги, которые вам помогут. Например, пойти на терапию. Такие методы, как психосинтез, телесно-ориентированная психодинамическая работа – отлично зарекомендовали себя в теме травматики. Да, нервные клетки не восстанавливаются. Но наш мозг способен создавать новые нервные клетки и синаптические соединения в любом возрасте. Вы достойны счастливой гармоничной жизни. У вас получится.
Ольга Балеевских