Как выбрать психолога и чем отличаются практикующий психолог, психотерапевт, психоаналитик

Предполагаю, что для многих не является понятным то, чем отличаются между собой в своей профессиональной деятельности психолог, психотерапевт, и психоаналитик. В этой статье я предпринимаю попытку вкратце разобрать эти отличия. Мой собственный опыт – клиентский, ученический и опыт практикующего в данной среде, позволяет помочь сориентироваться в этом вопросе. Но для начала хочу сказать что формат статьи позволяет это сделать лишь в самых общих чертах, а также о субъективности предлагаемой точки зрения, и о том, что она не претендует на право считаться единственно верной всеми заинтересованными участниками.

Основным отличием является полученное образование: психолог имеет университетское образование, психотерапевт — это специализация, полученная на основе базового курса медицинского образования «Лечебное дело». Психологов в самом широком смысле разделяют на тех, кто занимается психологией как наукой, и здесь речь о них не пойдет, и на практикующих – непосредственно взаимодействующих с людьми.

К первым относят тех, кто изучает феномены проявления психической деятельности, общественные процессы и статистически выверяемые закономерности. Ко вторым — людей помогающих профессий: социальных работников, психологов детских учреждений, клинических психологов, психологов-консультантов, работающих индивидуально и с семьями, психологов МЧС.

Профессиональное сообщество людей, причисляющих себя к тем, кто оказывает психологическую помощь очень неоднородно. В нем много споров, доходящих до антагонистического непринятия друг друга представителями разных подходов и школ, представленных в широком пространстве относящемся к психотерапии. Что не относится к этому пространству, так это пожалуй то, что следует отнести к пространству чудесного: оккультизм, гадание, астрология, популярное паранормальное и экстрасенсорное. К встречаемым казусам, подобным «пара-психологам» я бы рекомендовал относиться крайне скептически.

Для начала об этом спектре психологической помощи. Его можно описать в виде шкалы, продвижение по которой, соответствовало бы глубине взаимодействия специалиста с его клиентом, и глубине и устойчивости предполагаемых изменений в психике клиента в результате этого взаимодействия. Начиная от уровня простого информирования, затем обучения, взаимодействие происходит на сознательном уровне. Это уровень психологического консультирования. Предполагается, что клиент на этом уровне работы более психически здоров и в большей степени обладает собственными ресурсами.

Следующий уровень – психотерапия. Здесь работа в большей степени происходит на бессознательном уровне, взаимодействие более глубокое и долгосрочное. Клиенты в большей степени дезадаптированы, прорабатываются глубинные причины их трудностей взаимодействия с миром. Продвигаясь дальше по этой шкале, можно описать степени нарушения и соответствующую им степень амбициозности в целях терапии этих нарушений: внутренний конфликт, невроз, характерологическое расстройство, расстройство личности, психоз и психотические расстройства.

Обозначение на крайней стороне описываемого спектра того, что описывается в терминах психиатрии, было бы, на мой взгляд, верно как в степени психических нарушений, так и в степени необходимой глубины терапевтического взаимодействия с такими клиентами. Психиатрические пациенты безусловно наиболее нарушены, наименее адаптивны, и требуют большей глубины их понимания и больше времени для достижения позитивных результатов.

Зрелый специалист, будь то психолог, психотерапевт, сюда же можно причислить и психиатра, практикующего разговорную терапию, и психоаналитика, выходящего за рамки ортодоксального анализа ради анализа, работают на всех значениях этой метафорической шкалы психических нарушений и способны на разной глубине взаимодействовать со своим клиентом:

– На информативном уровне — обучать, делиться своими знаниями, давать возможность восполнять какие-то коммуникативные навыки.

– На терапевтическом уровне — иметь возможность оказать помощь в выходе из внутреннего конфликта или справиться с симптомом: депрессией, навязчивостью, фобиями, соматическими проблемами не медицинского характера, пищевыми расстройствами и прочее.

– И на более глубоком уровне — иметь возможность предложить и создать условия для перезапуска некогда прерванного процесса эволюционного развития психики, задержанного когда-то на пути её развития в связи с неблагоприятностью среды, в результате депривации или травмирующих событий.

Так например принятыми целями психоаналитической терапии являются:

ослабление симптомов;

повышение личной инициативы;

укрепление идентичности;

достижение устойчивости самоуважения;

усиление осознания и управления чувствами;

усиление Эго, стабильность и связность самости;

возможность любить, работать, быть в зрелой взаимной зависимости;

способность получать удовольствие и пребывать в спокойствии.

Всякий раз при клиентском обращении возникает вопрос — что от предстоящего взаимодействия ожидается, и на сколько подготовлен данный специалист к такой задаче. Инструментом специалиста является его собственная личность. Способность осознавать процессы взаимодействия с клиентом, осознавать свои реакции, мотивы, свои способности и ограничения. Так называемыми «тремя китами», стоящими в основе такой способности специалиста, кроме его личностной зрелости общепризнанно являются: его теоретическая подготовленность (уровень образования), ученичество, т. е. ведение своей практики под наблюдением опытного специалиста (супервизия), и личностная проработка и знакомство с собственным внутренним миром, т.е собственная психотерапия. Общепризнанным для большинства школ и подходов в профессиональной среде является факт того, что два вышеназванных параметра качества подготовки специалиста без третьего не работают.

В профессиональных сообществах, ревностно следящими за качеством своих рядов принято считать подготовленным специалистом человека, набравшего и подтвердившего необходимый объем по всем трем параметрам.

На мой взгляд, верным было бы обобщенно отметить, что по уровню трудоёмкости подготовки, с вышеописанной шкалой можно было бы соотнести и профессиональные квалификации: психолог-консультант, психотерапевт, психоаналитик. Психоаналитическая подготовка в мировой практике наиболее длительна и трудозатратна.

Так в психоаналитическом сообществе для признания специалистом необходимо:

– первое высшее образование, как правило в области гуманитарных наук;

– второе образование в области психоанализа и психоаналитических психотерапий общей продолжительностью как минимум 4 года;

– 300 сессий личного анализа; минимум 300 самостоятельных часов клинической практики под супервизией; 150 сессий супервизии;

В целом это занимает 5 — 7, а то и больше лет активной подготовки на базе уже имеющегося первого высшего образования. За свой счет.

Далее приходится сказать, что, к сожалению, такая услуга как психотерапия, практически не предоставляется бесплатно в нашем государстве. В отличии от западных стран, где психотерапия, хоть и не в большом объеме и ограниченном числе принятых и сертифицированных подходах включена в страховую медицину. То есть там какая-то более-менее существенная психотерапевтическая помощь покрывается страховыми компаниями и включена в полюс обязательного медицинского страхования. В нашей стране этого практически нет. Есть психиатрические больницы и амбулаторные отделения, распределенные по районам. Где для граждан бесплатен прием психиатра, направленный на выявление патологии, постановку диагноза и предложение медикаментозного лечения. При наличии штатных должностей психотерапевтов, в этих отделениях их сеансы включены в перечень платных услуг. Мои сегодняшние клиенты, получающие медикаментозную поддержку у наблюдающих их психиатров, также как и большинство знакомых мне психиатров не верят в эффективность психофармакологии. Эти препараты купируют острые состояния, это так сказать «тушение пожара», или некая «химическая смирительная рубашка», позволяющая снизить острые аффективные проявления, тревогу, поддержать и дать возможность адаптивно взаимодействовать с внешним миром.

Но сами причины этих трудностей таблетки не исцеляют. Эти причины можно разобрать только в процессе психотерапии, исследовав их в надежном контакте со значимым другим. В атмосфере предельно честных, безопасных и доверительных отношений возможно исцеление очень ранних травм, и восстановление естественного хода развития. Это не быстрый и тернистый путь, сопряженный с немалым эмоциональным риском, с необходимостью познакомиться с собой и своими проявлениями без прикрас. Но в то же время этот риск оправдывает высвобождение себя, своего истинного Я из под влияния прежних установок и страхов, пребывания в защитных маневрах, ограничивая свою жизненность и проявления творчества.

Кто-то когда-то предложил метафору для описания взаимосвязи психического и соматического как «софта» и «железа» в компьютерной терминологии. Так вот ранними программистами человеческой психики можно назвать наших родителей и значимых других в раннем формировании, самой среды и ранних значимых объектов, затем других, благодаря которым подкреплялся и оттачивался индивидуальный опыт. Таблетки в предложенном описании тушат пожары, или наоборот стимулируют общее психоэмоциональное состояние когда это необходимо, но не более того.

Много ученых и научных направлений исследуют эту взаимосвязь психического и телесного, сознания и материи, но пока не нашли однозначного и всеобъемлющего описания. Но всё же уже появляются эмпирически обоснованные подтверждения фактов изменения, восстановления и развития участков и органической структуры головного мозга по средствам психического взаимодействия с индивидуумом. Также как и взаимосвязь и исцеление соматических недугов через осознание того, что наше тело реализует или отыгрывает за нас в отношениях с миром, или что эти недуги восполняют и каким целям служат в индивидуальном частном мире.

Так вот к идее про софт: человечество за последнюю сотню лет интенсивно развивает разные подходы к возможному исправлению того, что работает с искажениями в индивидуальном восприятии себя, своего мира, и своих отношений с миром и с другими.. Этим занимается психотерапия. И принятые в научном и медицинском мире психотерапевтические подходы расположены на некой шкале, один полюс которой сопряжен с изучением поведения, рассматриваемого как результат человеческого научения вкупе с врожденными и приобретенными инстинктами, а на другом полюсе этой шкалы специалисты, изучающие влияние бессознательного на жизнь человека, и способов позволяющих интегрировать это бессознательное в сознательное и тем самым выявлять неосознаваемые прежде процессы, управляющие человеческой жизнью.

На одном конце спектра психотерапевтических подходов Бихевиоризм — наука о поведении, на другом Психоанализ — наука о бессознательном. Между ними множество подходов. Так на западе признаны научным сообществом и сертифицированы для страхового покрытия являются: рациональная психотерапия, когнитивно-поведенческая психотерапия, гештальт-терапия, клиент-центрированная психотерапия, символдрамма, психосинтез, юнгианский психоанализ, психоаналитическая психотерапия и прочие её виды.

Зигмунд Фрейд, более ста лет назад создал не только психоанализ, который ныне составляет лишь малую часть от всех предлагаемых сегодня видов психотерапии, он был создателем всей сферы психотерапии — до Фрейда она не существовала ни в какой форме.

За прошедшие годы психоанализ и психотерапия разносторонне развивались. Ортодоксальный, классический психоанализ сегодня практически не используется. Психоаналитическая теория это то, что дает основу понимания человеческой психики. Психоанализ это пересечение науки, практики и искусства. Применительно к результатам клинического психоаналитического подхода, эмпирически доказаны наиболее глубокие и устойчивые изменения в индивидуальной психике, относительно применения других психотерапевтических подходов. Позитивные изменения на уровне организации личности, таких как успешная терапия пограничного или нарциссического личностного расстройства, успехи в продвижении и устойчивого функционирования прежде психотически организованных пациентов на здоровом уровне.

В завершение хочу сказать о том, что наиболее крупными профессиональными сообществами в нашем регионе являются «Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига» и «Российское Отделение Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии». Оба эти сообщества регламентируют правила сертификации своих членов, присутствуют в интернете и публикуют реестры своих членов.

Надеюсь мне удалось, пусть очень сжато и крайне субъективно, описать существующее психотерапевтическое пространство, и обозначить общие критерии выбора специалиста.

Термин психотерапия подразумевает очень широкий спектр возможностей: от разовой информативной консультации, или помощи, сфокусированной на разрешение локальной задачи – в выходе из внутреннего конфликта, депрессии, снятии симптома, до содействия в выходе из замкнутого круга перепроживаемого сценария, содействия в выходе на новый качественный уровень взаимодействия с окружающим миром. Пожалуй, это внутреннее высвобождение, и есть самое большое благо, которое мы можем позволить себе в своей жизни, и в то же время только мы и ответственны перед собой за его реализацию.

Психолог, Психоаналитик

Илья Викторович Трифонов

Автор записи: Илья Викторович Трифонов

Илья Викторович Трифонов
психолог, психоаналитик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *