Давай поговорим об этом … оказалось, именно разговоры о математике помогают освоить этот предмет!Сколько раз нужно прочитать задачу, чтобы решить её самому? А как это потом объяснить ребенку? И как при этом не закипеть от злости и досады на злобных учителей, ужасный учебник и собственное нерадивое дитя?Американские психологи выяснили, что «математический» стресс можно значительно уменьшить, если вводить знания о цифрах и числах на ранних этапах развития ребенка. У задачи, как всегда, оказалось простое решение.
Оказалось, что дети значительно лучше понимают идею количественных числительных*, если родители с раннего детства много разговаривали с малышом о цифрах.
*Что такое количественные числительные? Задайте вопрос яндексу, пожалуйста!
Психолог Сьюзен Левайн из Чикагского Университета пишет: «Стандартные тесты показывают, что к моменту поступления в детский сад дети уже имеют существенные индивидуальные различия относительно знаний математики». Ряд других исследований, показывает, что уровень знаний математики при поступлении в школу прямо влияет на общий успех в обучении.
Так чем же отличаются дети, которые понимают математику, от тех, которые не понимают? Оказалось, что так называемые математические способности тут вовсе ни при чем.
Психологи задокументировали взаимодействия детей и родителей в домашних условиях. Исследовали 44 малыша в возрасте от 14 до 30 месяцев (от года до 2,5 лет). Проводилась видеозапись обычной бытовой жизни семей с интервалами в 4 месяца.
Выяснилось, что некоторые родители значительно чаще, чем другие, употребляют в разговорах с ребенком слова, обозначающие цифры, числа и математические действия. Например, показывают на пол и говорят: «Смотри, ещё три кубика осталось».
Мы часто тренируем наших детей считать до 3х или до 5ти с ранних лет. Но повторить заученные слова «один, два, три» и осознать, что три – это количество предметов, – две большие разницы! Осознание количества задействует абстрактное мышление ребенка.
Дети, которые слышат «математические» слова, неосознанно начинают связывать цифры с количеством. Именно поэтому важно называть количество предметов вслух.
Так вот… умные психологи сосчитали количество слов, обозначающих цифры и числа, в записанных на видео диалогах. Некоторые мамы и папы употребили меньше десяти слов за всё время наблюдения. А другие – целых 257 слов! Это значит, кто-то употребляет «математические слова» примерно 28 раз в неделю, а кто-то – 1799 раз.
В конце исследования детей просили показать на картинку, где нарисовано 5 квадратиков, а не 4. Дети, с которыми родителям часто говорили о числах, ошибались редко.
«Эти данные также позволяют предложить, что употребление родителями слов, имеющих отношение к числам и цифрам, положительно влияет на успеваемость ребенка в школе», говорит Левайн.
Данное исследование было поддержано несколькими серьезными организациями в США: Национальным институтом детского здоровья и развития человека, грантом Центра обучения при Национальном научном фонде и Центром обучения и пространственного мышления.
Полный отчет об исследовании опубликован в журнале Developmental Psychology (Susan Levine at el.).