Этот странный и сложный вопрос родители задают себе редко, ещё реже они готовы себе честно на него ответить. Детские психологи Галина Тимошенко и Елена Леоненко много раз задавали этот вопрос своим клиентам, и выявили несколько типичных ответов, каждый из которых имеет разные неприятные последствия для растущих детей.
«Семья без детей – не семья» ( варианты: «У всех есть дети, а я чем хуже?», «Зачем же тогда выходить замуж/жениться?») Родившись у родителей с подобной мотивацией, ребенок оказывается необходимой деталью семейного интерьера, знаком, подтверждающим полноценность и нормальность семьи. В таких случаях родители часто ожидают от ребенка вполне определенного поведения, «подравнивают» его под семейный идеал. К психологу они чаще всего обращаются с запросом сделать их ребенка таким, каким они хотят его видеть. Однако, ни один ребенок не рождается с задачей реализовать ожидания своих родителей.
«Это же инстинкт, совершенно естественная для всех женщин потребность!» Если биологический императив настолько силен, что женщина не может воспользоваться разумом, то существует риск, что всё дальнейшее воспитание ребенка она предоставит своему «инстинкту». Ребенок будет расти «как трава», и родители просто не будут замечать развивающиеся у малыша проблемы (нервный тик, сложности в общении, нереализованные таланты и т.д.). К психологу им чаще настоятельно рекомендуют обратиться более наблюдательные воспитатели или школьные учителя, которые видят проблемы ребенка, неосознаваемые родителями.
«Ребенок в подарок» (варианты: «Очень хотели родители», «Очень хотел муж»). Часто за этим скрывается подсознательное возражение женщины: «Я-то ребенка не хотела». Если ребенок был подарком для родителей, то бабушки и дедушки часто слишком активно участвуют в воспитании малыша, но ведь им самим он тоже нужен для какой-то своей цели, например, добиться того, чего не смогли, когда воспитывали собственного ребенка. Если «подаренный» ребенок все-таки живет со своими биологическими родителями и с бабушками-дедушками видится редко, то родители часто не могут наладить контакт с малышом, ведь особенного желания его установить они в своем сердце не находят.
«Дети – это смысл жизни» Это мотив является одним из самых страшных для ребенка. Представьте, что вам кто-то говорит: «От тебя зависит счастье всей моей жизни. Всё, что ты делаешь, немыслимо важно для меня. Если ты ошибешься, я никогда не буду счастлив». Даже взрослому человеку не по себе от такой несвободы и ответственности, каково же ребенку? В таких семья возможны два варианта развития событий. Ребенок может стать абсолютным идолом и центром семейной вселенной, который с трудом адаптируется в социуме и способен сидеть на шее у родителей всю свою жизнь. Либо у родителей возникает стремление «вырастить гения», и ребенок с раннего детства вынужден посещать всевозможные группы развития, секции и курсы. Такое усердие может привести к элементарному физическому истощению. Но самое печальное – ребенок привыкает делать не то, что хочет он, а то, что хотят его родители. Такие семьи обращаются к психологу с жалобами на то, что ребенок «ничего не хочет».
«Он сможет то, что чего не смогли мы» (варианты: «Он будет достойным продолжателем рода», «Он унаследует мое дело»). Здесь задача ребенка только одна – стать таким, каким его хотят видеть родители. Его жизненный выбор изначально крайне ограничен ожиданиями предков. Его собственные желания и стремления родители обесценивают или жестко подавляют.
Ребенок нужен, чтобы было кому подать воды в старости. Ребенок подсознательно воспринимается как вложение капитала, т.е. должен будет вернуть заботу, тепло и любовь, которые получил от родителей. Малыша воспитывают в атмосфере того, что он ответственен за благополучие и хорошее настроение мамы и папы. «Ты меня очень огорчил», «Постарайся не расстраивать маму», «Мама ночей не спала, за тобой ухаживала». Такие дети быстро теряют способность самостоятельно принимать решения и не понимают, что хорошо, а что плохо лично для них. Ребенок живет с постоянным чувством вины, а естественная потребность заботиться о ком-то заменяется обязанностью заботиться. Тут возможны два противоположных исхода – либо выросший ребенок забросит родителей, либо не сможет создать собственную семью, поскольку энергии на родительскую и собственную семью не хватит. В таких случаях к психологу часто обращаются, когда ребенок отказывается выполнять навязываемые обязанности и проникаться чувством «дочернего/сыновнего» долга.
«Я думал/думала, что ребенок укрепит нашу семью (удержит супруга, соединит нас)». Для ребенка это очень гибельный вариант. Достичь успеха в этой задаче ребенок по определению не может. Отношения между родителями не могут наладиться без их личного желания и личных усилий. С рождением «спасителя», чаще всего, к уже имеющимся проблемам прибавляется ещё одна. А если семья распадается, то ребенок растет с ощущением, что развод родителей – его вина. К психологу обращаются с длинным списком претензий к ребенку, скрывающих одну-единственную суть – ребенок не справился с функцией спасателя семьи.
В случае одиноких матерей: «Рожу ребенка, чтобы он меня любил». Т.е. ребенок выступает как спасение от одиночества. Здесь могут разыграться несколько из уже перечисленных выше сценариев (смысл жизни, забота в старости). Кроме того, если родился мальчик, то его задачей станет заменить отсутствующего любящего мужчину. Такие дети не взрослеют, т.к. маме это не выгодно. К психологу обращаются потому, что малыш никуда не отпускает маму, не может привыкнуть к садику, всего боится. В речи мать часто говорит «мы боимся темноты», а не «мой сын боится».
«Он сможет то, чего не смог тот» – рождение здорового ребенка после того, как первенец рано погиб или родился с выраженными физическими или психическими дефектами. Если ребенок вынужден замещать умершего брата или сестру, то возникает негласное соревнование с ним. Если ребенок рождается в качестве доказательства, что мать или отец способны родить вполне здорового и полноценного малыша, тогда он обязан быть совершенством во всех отношениях. Это заканчивается неврозом для ребенка.
Зачем же нужны дети? Существует мнение, что просто потому, что это нравится. Никому не надо получить ребенка по заказу, чтобы он по всем параметрам соответствовал родительским ожиданиям. Ребенок нужен затем, чтобы им интересоваться. Счастливые дети растут у тех родителей, которым просто интересно как устроен внутренний мир их малыша. Главным условием воспитания счастливого ребенка является наличие у родителей бескорыстного, радостного, сконцентрированного интереса к нему.
В подготовке статьи использовались материалы книги Г. Тимошенко, Е. Леоненко «Как общаться ребенком, чтобы он рос счастливым, и как оставаться счастливым, общаясь с ним»