Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) – это метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим клиентам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Телесные движения человека рассматриваются как отражение его внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром. Танцевальная терапия базируется на предпосылке, что тело и психика взаимосвязаны. Танце-терапевты убеждены, что ментальные и эмоциональные проблемы представлены в теле в виде мышечных зажимов и ограничивающих двигательных паттернов. Человеку, который обращается к танце-терапевту, не обязательно иметь опыт движения и танца. Здесь акцент ставится на том, как человек чувствует свое тело и движение, а не на том, насколько хорошо он владеет танцевальной техникой и как он выглядит во время танца.
КТО ОБРАЩАЕТСЯ К ТАНЦЕ-ТЕРАПЕВТУ
Это, прежде всего, люди, которых иногда называют кинестетиками. Для них движение является способом переработки информации. Им, чтобы полностью понять, необходимо ощутить это в теле и найти выражение этому в движении. Для них движение – это способ самовыражения, самопознания и развития.
А также это могут быть люди другого склада (можно выделить аудиальный тип, или визуальный), которые на определенном этапе своей жизни стали понимать, что, чтобы решить свою проблему, им надо обратиться к своему телу, научиться понимать его язык и вступать с ним в диалог.
Их всех может объединять то, что в определенный момент эти люди могут чувствовать, что не целостны, потеряли контакт с собой, или хотели бы изменить качество этого контакта. Психологически потеря контакта с собой тождественна потере контакта с телом.
Танцедвигательная терапия может стать полезной:
• Для тех, чьи проблемы связаны с телесностью: проблемы, связанные с образом тела, с общим ощущением скованности, напряжения и мышечными зажимами в разных частях тела, или тревогой по поводу близости, физического контакта и доверия.
• Для всех, кто испытывает эмоциональные трудности, конфликты, находится в стрессе.
• Для тех, кто не доволен собственным телом (весом, размерами, формой) или своим телесным поведением (переедания, “зажатость”, повышенная склонность к травмам и т.д.).
• Для тех, для кого некоторые чувства или переживания оказываются слишком сильными, или же поглощающими настолько, что трудно подобрать слова, чтобы сказать о них, или для тех, кто избегает собственных чувств и не может подобрать точных слов, чтобы вербализовать свои чувства, желания, потребности.
• Для людей, переживающих стрессовый или кризисный период в своей жизни, который связан с разного рода потерями (смерть близких, развод и т. д.) или кардинальным изменением своей жизни.
• Для людей, которые обеспокоены тем, что их проблемы не решаются слишком долго, что жизнь будто ходит по кругу, или же они испытывают общее состояние, что в жизни “все идет не так”.
Это может быть как индивидуальная работа, так и работа в группе.
Групповая или индивидуальная танцедвигательная терапия?
Иногда люди спрашивают, что эффективнее – групповые или индивидуальные занятия? Эффективно и то, и другое. Выбор формы работы зависит от запроса, немаловажную роль играют финансовые возможности клиента. Терапевт также может рекомендовать наилучший в данный момент способ работы.
В индивидуальной работе фокус внимания направлен на исследование внутреннего мира клиента и его отражение в теле, позах, движениях и поведении в жизни. Терапевт помогает установить связь между движениями клиента и его чувствами, мыслями и воспоминаниями. Здесь происходит глубокая внутриличностная работа.
В групповой работе дополнительное внимание может уделяться вопросам отношений с другими людьми. Группа может выступать в качестве некой модели общества, где участники могут максимально осознать свои чувства, мысли и поведение в отношениях с другими людьми, а также в безопасной атмосфере исследовать и закреплять изменения.
Количество сессий, как в групповой, так и индивидуальной работе, очень разнообразно. Это за-висит от запроса, то есть целей, задач, которые ставит перед собой человек. Но обычно для достижения первых устойчивых результатов необходимо 7-12 встреч. Наиболее эффективны еженедельные сессии.
Общие цели танцедвигательной терапии могут включать:
-Развитие самоосознания, самоуважения и личностной автономии.
– Установление взаимосвязи между своими мыслями, чувствами и поступками.
– Проработка эмоциональных блоков на телесном уровне.
– Исследование альтернативных, более конструктивных вариантов поведения.
– Улучшение адаптивных способностей и развитие поведенческой гибкости.
– Выражение и управление всепоглощающими чувствами и мыслями.
– Развитие коммуникативных навыков.
– Доступ к внутренним ресурсам и творческим силам.
– Развитие гармоничных и доверительных отношений.
ЧТО ПРИВОДИТ К ПОТЕРЕ КОНТАКТА С ТЕЛОМ?
– В детстве человек ищет одобрения и любви своих родителей, развивая систему “должен – не должен” часто без учета своих собственных насущных потребностей;
– Пытается избежать наказаний, неприятных и болезненных переживаний, невыносимых чувств и создает базовые зажимы в теле и в своих движениях;
– Учится выживать в окружающем его мире и в разной степени отторгает, не может принимать значимые части своей личности, когда социум их не признает, или считает неважными, или не поддерживает в должной степени проявления индивидуальности.
Итак, танцетерапия как область, психотерапии огромна. Для ТДТ нет ограничений по возрасту или по нозологии. Ограничением является только ограничения самих танце-терапевтов (т.е. зависит от их специализации).
В России танцедвигательная терапия изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых. Сейчас спектр ее применения значительно расширился. Существует групповая и индивидуальная работа с детьми и взрослыми, с помощью которой можно решить свои личностные проблемы, связанных с отношениями с другими людьми, тревогами и страхами, кризисными жизненными ситуациями, потерей жизненного смысла, непониманием себя.
Также существует семейная ТДТ, где можно решить семейные проблемы; есть детские группы для дошкольников и школьников, развивающие творческие способности, коммуникативные навыки ребенка, помогающие подготовиться и адаптироваться в школе. Существуют уникальные программы для детей (детско-родительские группы), корректирующие дисгармоническое развитие ребенка (такие как задержка психического развития, минимальная мозговая дисфункция и т.д.); в группах и индивидуально ведется работа с людьми, страдающими расстройствами питания (анорексия, булимия, навязчивое переедание); с психогенно обусловленными телесными симптомами и другими психосоматическими нарушениями. ТДТ используется как способ подготовки супружеских пар к родительствованию перед родами, а также для послеродовой поддержки – специальные группы для малышей от 0 до 3 лет и их мам.
Начинает развиваться работа с людьми, страдающими пост-травматическими расстройствами, с детьми – инвалидами, беженцами.
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТДТ
ТДТ В России пока еще очень новая специализация. Ассоциация ТДТ (АТДТ) постепенно предпринимает шаги для развития этой профессии при поддержке Американской Танце-Терапевтической Ассоциации (ADTA), Европейской Ассоциации ТДТ и Международной Ассоциации Терапии Творческим Выражением (IEATA). Сейчас это 3-летняя специализация по ТДТ в Институте Практической Психологии и психоанализа с государственным дипломом о профессиональной переподготовке.
В январе 2011 года. в Екатеринбурге закончилась пока единственная по России Региональная программа специализации по ТДТ, проводимая по эгидой Ассоциации ТДТ и при поддержке ИППиПа с ноября 2007.
Сертифицированные специалисты по танцедвигательной терапии в Екатеринбурге (в соответствии с профессиональным реестром АТДТ и стандартами профессиональной подготовки Европейской АТДТ):
1. Силина Елена Германовна – танцевально двигательный психотерапевт, супервизор АТДТ
2. Амирова Вераль Александровна – танцевально-двигательный психолог-консультант.
3. Запруднова Татьяна Викторовна – танцевально-двигательный психолог-консультант
4. Леонов Сергей Дмитриевич – танцевально-двигательный психолог-консультант
5. Лыскина Варвара Ивановна – танцевально-двигательный психолог-консультант
6. Радченко Ирина Анатольевна- танцевально-двигательный психолог-консультант
Автор статьи: Силина Елена Германовна