Если у вас ребенок в возрасте от года до четырех лет внимательно посмотрите на него. Затем задайте себе вопрос — что происходит у него в голове? О чем думает ваш малыш? Долгие годы обыватели и даже маститые психологи однозначно заявили бы, что мышление ребенка иррационально и нелогично. Ребенок не способен понимать причинно-следственные связи, не способен взглянуть на мир глазами другого человека из-за своего эгоцентризма. За последние двадцать лет возрастная психология кардинально пересмотрела взгляды на эту проблему. На сегодняшний день можно с высокой вероятностью сказать о том, что мышление ребенка подобно работе сложнейшего компьютера. Что же заставило ученых прийти к таким выводам?
Возможно, в этот самый момент ваш малыш думает, почему вы уставились на него, и о чем думаете. Таким образом, он решает одну из сложнейших задач стоящих пред человеком, а именно старается понять, о чем думает другое живое существо. Можем ли мы взрослые люди уверенно заявить, что в должной мере овладели этим мастерством.
Перед учеными стояла задача определить могут ли младенцы и маленькие дети, задаваться вопросами и чувствах, и мыслях других людей. Сложность заключалась в том, что нельзя задать маленькому ребенку конкретный вопрос — «О чем ты сейчас думаешь?». Младенцы не говорят, а дети только, что овладевшие речью в ответ на вопрос выдадут лишь поток сознания, который будет состоять из: сюжета мультиков, обид на старшего брата, перспективы пойти на прогулку и прочего.
Для решения этой задачи ученые взяли сырую брокколи и печенье. Дети получили две тарелки с едой, на одной из которых была брокколи, а на другой печенье. Экспериментатор пробовал еду из каждой тарелки, а потом эмоционально выражал свою реакцию на пищу. В половине случаев экспериментатор выдавал нормальную реакцию, то есть давал ребенку понять, что ему нравиться печенье и не нравиться брокколи. В другой половине случаев реакция была прямо противоположенная. В эксперименте принимали участие дети в возрасте одного года трех месяцев и дети полутора лет. После поглощения брокколи и печенья экспериментатор протягивал руки и просил ребенка дать ему что-нибудь. Что же давали экспериментатору дети?
Полуторагодовалые дети выбирали еду в зависимости от того, что до этого нравилось экспериментатору. Дети в возрасте года и трех месяцев, после долгого наблюдения за экспериментатором в большинстве случаев выбирали печенье. Какие из этого были сделаны выводы.
Дети в возрасте от полутора лет осознают, что людям не всегда нравятся одинаковые вещи. Понимают, что могут дать человеку то, что он хочет, даже если это не нравится самому ребенку. Дети в год и три месяца этого не понимают. Из этого, делается вывод, что за два месяца дети овладевают и могут оперировать сложнейшим психологическим понятием. Почему же дети так много изучают и, как можно научиться сложным понятиям за такой короткий срок?
Для того, чтобы ответь на этот вопрос необходимо обратиться к эволюционным процессам и понять почему, люди тратят столько времени на воспитание и уход за своими детенышами. Эволюционная теория обозначает четкую связь между временем детства и величиной мозга по отношению к телу. Чем дольше у млекопитающего продолжается период детства, тем он когнитивно сложнее во взрослой жизни.
Эта закономерность хорошо видна на примере воронов. Матери выкармливают своих птенцов порядка двух лет. Что в итоге приводит к тому, что вороны по праву считаются умнейшим из птиц. Это своеобразные шимпанзе среди пернатых.
Человек может охранять, кормить и воспитывать своего ребенка в течение многих лет. Насколько оправдана это стратегия, показывает то насколько ребенок ставший взрослым может справляться с различными жизненными обстоятельствами, приспосабливаться к условиям внешне среды и менять эту среду под свои нужды. Ребенок это инкубатор будущего, мы взрослые можешь лишь создавать благотворную среду для этого развития.
Если дети созданы для обучения, следует предположить, что они обладают мощным механизмом способствующих обучению. Поэтому сравнение мозга ребенка со сложнейшим нейро — химическим компьютером, не станет преувеличением.
Раз за разом дети проводят сложные ментальные вычисления, чтобы понять, как устроен мир. Для овладения и правильного применения хотя бы одним из когнитивных навыков ребенку необходимо провести серию экспериментов. Выдвинуть гипотезу о том, как работаем та или иная вещь. Если предположение окажется неверным, вырабатывать все новые и новые предположения пока проблема не будет решена. Таким образом, для познания мира дети применяют статистку, что, скажем прямо, не под силу и каждому взрослому человеку.
Каждый раз, когда у вас возникнет мысль, что ваш ребенок лезет куда нельзя или занят бессмысленными играми, помните о том, что это не игра, а настоящая работа ученого в лаборатории. Только так ребенок может познать мир.
Если вспомнить утверждения философов и психологов прошлого, можно прийти к выводу, что дети не обладают сознанием. Однако, современные исследования могут свидетельствовать о прямо противоположенном. Сознание ребенка в отличии от сознания взрослого не узконаправленно. Взрослый человек, считающий себя обладателем развитого сознания, концентрирует свое внимание на одной вещи или явлении, не замечая другие или считая их малозначимыми. Младенцы и маленькие дети познают мир совершенно иначе. Их сознание не способного на долгое время сфокусироваться на одном предмете. Вместе с этим дети способны воспринимать разную по интенсивности информацию из различных источников — одновременно. Другим словами, дети не умею отвлекаться от множества интересных им вещей, направляя внимание на, что-то одно.
Каждый проживаемый ребенком день и час — это путешествие в неизведанную страну. В мир, о котором можно, запомнить как можно больше и главное понять, как этот мир устроен. Ребенок не умеет или вернее сказать не хочет отдыхать. Единственная его задача это познание. В буквальном и метафорическом смысле дети смотрят на мир с широко открытыми глазами.
Информация для статьи взята из лекции Элисон Гопник, «Что происходит в голове у ребенка?», на конференции TED, в июле 2011 года.
В КОНКУРС
Видео от первого лица. Служба в церкви. Человек крестит младенца, окунает его в воду. Служба заканчивается, человек протягивает руку, и прихожане целуют ее.
Герой садиться за руль дорогой машины. Едет по городу в машине играет англоязычный рэп.
Человек приезжает в ателье. Сотрудники ателье рады посетителю. Ему показывают разные ткани. Он их трогает и рассматривает. В конце он останавливается на одной из них.
Вечер человек приезжает в закрытый клуб. Посетители клуба священники и люди в деловых костюмах. Женщины модельной внешности сидят на коленях у посетителей. На сцене клуба поет хор мальчиков. После исполнения песни, посетители клуба гладят мальчиков по голове и угощают сладостями. Человек пьет алкоголь, каждый раз крестя стакан.
Ночь. Герой приезжает в церковь, она пуста. Человек подходит к иконе и начинает страстно целовать лик Христа.
Герой приезжает домой. Модный интерьер. Герой снимает одежду и идет ванную. Видно, что он снимает бороду, парик и начинает стирать макияж. Человек залезает в ванную и закрывает шторку.
Запотевшее зеркало. Рука протирает его. В отражении зеркала лицо взрослой женщины.