С самого детства родители, воспитатели, учителя, няни – любые значимые взрослые, рассказывают о том, что мир делится на плохой и хороший, черный и белый. Но ладно взрослые, мультики, детские стихи, школьные произведения – они все как будто знают истину, они проходят по грифом «обязательно к прочтению или просмотру». И уже с самого рождения показывают как будто знают с самого рождения, что нам нужно и не нужно делать, как жить нам и нашим детям. Таким образом, у ребенка с самого детства, в ненавязчивой форме формируются установки, которые начинают управлять его жизнью. Что ж, давайте на примере всем известного стихотворения, посмотрим, как проявляются установки, Маяковский – прости.
— Если ветер
крыши рвет,
если
град загрохал, —
каждый знает —
это вот
для прогулок
плохо.
Дождь покапал
и прошел.
Солнце
в целом свете.
Это —
очень хорошо
и большим
и детям.
Ну, погодные установки, наверное, самое безобидное. Хотя. С детства нам прививают стереотип, что, когда солнце надо радоваться, потому что хорошо, а дождь и град- в это время надо сокрушаться, что оно как не повезло то нынче с погодами, и что? Вычеркнуть все куски жизни, когда ветер дул? А хочется пропеть: «У природы нет плохой погоды, каждая погода – благодать…». Тогда мы избавимся от сожалений 6 месяцев в году. Едем дальше.
Если ты
порвал подряд
книжицу
и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.
Давайте подумаем, почему ребенок может порвать книгу и мяч? Агрессия? Вполне возможно. В привычном обществе проявлять агрессию детям запрещают. «НЕ кричи!, Не плачь! Не грызи ногти! Не реви! Мальчики не плачут! И еще сотня Не». Родители будут усиленно лечить ребенка, ругать и спрашивать совета: «Не почему он грызет ногти, а как отучить от этого?» Что будет происходить с ребенком, который что-то порвал или сломал? А ведь сломать он мог и намеренно, и случайно. Он будет испытывать стыд, чувство вины, ему же сказали, что он плохой. Слышать от значимого взрослого, что он плохой – это очень травматично. А если ребенок – футболист, и порвал мяч от усилий? А если он просто хочет вашего внимания, а в семье так заведено, что пока не совершишь поступок, тебя и не заметят. А потом они взрослыми кидают телефоны об стенку и с удовольствием бьют посуду- уже сформированный паттерн поведения.
Если мальчик
любит труд,
тычет
в книжку
пальчик,
про такого
пишут тут:
он
хороший мальчик.
Вот здесь то и зарождают трудоголиков. Зачем радоваться дождю и бегать по лужам? «Будет грязь на рожице». Трудись. Зачем тебе детство, иди работай и понеслось: «Делу время, потехе час. Кто любит труд, того люди чтут. Любишь кататься – люби и саночки возить. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.» Потом выросшие дети не научены отдыхать, им стыдно за безделье, а если они и отдыхают, то только после тяжелой работы. Когда переделано уже все. Ведь перенести на завтра не полагается… Время постоянно чем то заполняется, ведь внутренние родители всегда бдят.
От вороны
карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот
просто трус.
Это
очень плохо.
Этот,
хоть и сам с вершок,
спорит
с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо,
в жизни
пригодится.
Бояться? Нет- это трусость. Давай беги, напролом, рви, не жалей себя. Здесь вспоминается чья то мудрая мысль, что мужчины – это случайно выжившие мальчики. А испугался? Навсегда тебе навешают, что ты –трус, и это будет внутри тебя сидеть, а там стыд, чувство вины, необдуманные риски, доказывания миру, что ты мужик. И меряется всем чем можно.
Мальчик
радостный пошел,
и решила кроха:
«Буду
делать хорошо,
и не буду —
плохо».
Все, прочел стих и свод правил готов. Всегда стараться делать хорошо, а не то. А не то, то что? С одной стороны, когда есть свод правил, очень легко управлять поведением людей, с другой, стороны, стремление всегда делать хорошо несет человека в ловушку: все время градировать свои поступки – на хорошие и плохие. Если совершать по этой системе ценностей – хорошие, то хвалить себя, если плохие, то винить. Всегда видеть все в системе двух полюсов, одномерно. А ведь, на самом деле, мир многослоен, каждое событие может иметь сотню причин и сотню последствий. Если научиться различать свои чувства, помогать своим детям их осознавать и принимать, объяснять, что в разных системах ценностей то, что у одних будет хорошо, то у других может быть плохо, а что есть истина решать тебе самому.