Как выбрать профессию поколению Z?

Z.jpg

Меня зовут Катя, я учусь на 2 курсе института, мне там очень не нравится, но я боюсь сказать маме, ведь она столько денег потратила на репетиторов и платит за учебу.

«Я учусь на логиста, я не знаю кто это, но из-за математики мне подошел этот факультет, а так то я хочу с детьми работать», – жалуется 18-летняя Вероника.

«Сейчас мне нужно хорошую работу найти, родители думают, что я бесплатно учусь на экономиста, а я платно поступила, хочу быть психологом, я очень боюсь, что родители узнают», – говорит первокурсница Татьяна.

За последний год количество обращений за психотерапевтической помощью от молодых людей, которые или не понимают кем хотят быть, или учатся там, где им не нравится, растет и растет. Поколение Z (2000-2018г.р.) сейчас еще учатся в институте, либо еще в школе и задумываются над своим будущем. Приходят и родители, которые в шоке от того, что их многолетние усилия (репетиторство и оплата учебы) обесценено, они видят как детям неинтересно учиться в Вузе, либо их недавние «золотые и «хорошоучащиеся детки» бросают институт и уезжают в другой город.

С одной стороны, проблемы непонимания кем быть существовали всегда, что изменилось?
– Новые детки жили в относительном достатке, в них вкладывали максимальные усилия, за них решали в какую секцию ходить и какие экзамены сдавать на ЕГЭ.

– Современные дети «под колпаком» и в школе, не приходит ребенок на урок, родитель об этом узнает мгновенно, получая сообщение в мессенджер. Поступая в институт, у ребенка появляется возможность выскользнуть из под контроля и осознать свои желания.

– Попадая в Вуз, ребенок знакомится с другими детьми, часть которых приехали из другого региона, поэтому приходит осознание, что и он сможет переехать и жить в другом городе.

– С одной стороны Z-ы имели почти с рождения доступ к всевозможной информации, и вроде бы должны понимать свои интересы, но одновременно с этим, они очень сильно отдалены от реальной жизни, слабо представляют, чем занимаются те или иные профессии. Вместо познания жизни, они ходят к репетиторам и готовятся к абстрактному ЕГЭ половину своей школьной жизни.

Отличительной особенностью этого поколения является то, что ни знакомы с понятием «психолог» с детства, у них был детсадовский психолог, их водили к школьному психологу, и для них обратиться к такому специалисту – естественно и не опасно. Они чувствуют, что что то делают не так, мечтают о быстрой карьере, и когда попадают в Вуз на целых 5 лет, начинают сильно страдать от того, что это не то. Многие из них пока не знают, что такое то, но понимают, что это можно поискать, поэтому могут стремиться поменять город или учебное заведение. Если они приходят к психотерапевту, зачастую вначале предъявляется проблема- страх перед родителями, причем не страх быть наказанными, а страх, что они принесут разочарование, ведь в них столько вкладывали. Они не хотят быть выразителями надежд своих родственников. Катя, Вероника и Таня – совершенно разные, но понимают, что выбранная родителями профессия их не устраивает. В свою очередь, приходят родители, которые просят сделать хоть что-нибудь, чтоб их студент одумался и получил таки диплом. Диплом – как главная обязанность и ответственность перед тем как идти во взрослую жизнь. Дети и родители не умеют разговаривать, часто не хотят обидеть друг друга, но не понимают, что речь идет о жизни, о важном.

Что делать?
– Учиться разговаривать и слушать потребности друг друга

– Если ребенок сообщил, что не хочет продолжать учебу в Вузе, вместе продумать какие существуют варианты развития событий.

– Если ребенок сообщил, что хочет выбрать другую профессию, помочь с ней соприкоснуться, потому что это тоже может оказаться иллюзией.

– Если ребенок еще школьник, давайте пробовать ему разные занятия, показывайте ему реальных людей разных профессий. Дайте ему попробовать себя в них. Хочет быть актрисой – пусть идет в местную театральную студию. Режиссером – пусть организует в школе что-то. Врачом – договоритесь с больницей, чтоб ходил туда помогал или устройте его волонтером. Возможностей много, дешевле это сделать заранее. Вы никогда не будете уверенны, что его профессия раз и навсегда, но хотя бы честно поможете и поддержите своего ребенка.

#психологтебенева

#психологпоколенияZ

Автор записи: Ирина Тебенева

Ирина Тебенева
Психоаналитический психотерапевт, аккредитованный супервизор ОППЛ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *