Почему ребенок не хочет ходить в детский сад?

Каждую осень, когда наступает время отдавать новичков в детский сад, число запросов «как заставить ребенка ходить в детский сад?», «почему дети болеют?», «как подготовить ребенка к детскому саду?» вырастает в разы. Попробуем разобраться, почему дети начинают болеть, почему им не нравится детский сад и что с этим делать.

  1. Сходили ли вы сами в этот детский сад? Воспитатель не похож на монстра? Есть ли подозрения, что она кусается? Может она не кормить и бить детей? – если подозрения есть- поговорите с другими родителями, сейчас у всех есть родительские чаты, с заведующей, попроситесь остаться в группе или на прогулке. Если опасения чем то подтвердятся- принимайте меры. В большинстве случает – вы сами успокоитесь.
  2. Постарайтесь выяснить что именно не нравится ребенку: рано вставать? сон час? Еда? Другие дети? Скучает по родителям? Все вместе? Ведь то, что мы уговорим ребенка ходить в сад, не значит, что проблема решится, например, он может начать болеть и абсолютно легально не ходить туда, да еще и получить дополнительную порцию родительской любови и одобрения.
  3. Может быть такое, что ребенок просто не готов? Конечно, может. Только представьте ужас ребенка: его сдали чужой тете, на него не обращают внимания, рядом бегает куча незнаковых детей, с которыми нужно как то вступать в отношения. Вспомните себя, как вы приходили на новую работу или в новый школьный класс, а тут ребенок еще не умеет объяснять и переживать свои чувства, ему проще протестовать.  Подготовка к сепарации. Начнем с азов, отдать ребенка в детский сад – это пережить не первую, но достаточно серьезную сепарацию со своим ребенком. Как все начинается.  Когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться, а потом еще и заявляет, что он хочет, и чего он не будет делать- он переживает начальный этап сепарации, которая может вызывать сильную тревогу у родителей. Часто родители сами провоцируют ребенка на то, чтобы этот процесс замедлить: «Осторожно», «Куда ты лезешь», «Я – последняя буква в алфавите», «Упадешь!».  Родители начинают применять психологические средства контроля, вместо того, чтобы повышать жизненные компетенции ребенка: показывать как можно передвигаться, рассказывать об опасностях спокойно без внутренней тревоги, потому что ребенку нужно создавать условия для максимально  свободного и по возможности самостоятельного передвижения ребенка. Глупо кричать на ребенка, который разбил напольную вазу и поранился если ее там оставили взрослые. Вообще, внушение ребенку несостоятельности, преувеличение опасности окружающего мира – универсальный способ привязывания ребенка, поэтому нежелание ходить в детский сад – признак верности и преданности семье.  Само по себе – преданность семье – это хорошо, и ругать за это ребенка – это путать его, он делает то, что хочет мама, но она при этом недовольнаМировой опыт говорит о том, что в досадичный период маме необходимо приводить ребенка в места, где есть другие мамы с детьми и они заняты какой-то совместной деятельностью. Группы развития, где ребенок может проверить, что мама рядом, он может играть и периодически успокаиваться. Таким образом, ребенок получает опыт безопасного расставания с мамой.
  4. Может так быть, что не готовы родители? Может. Возьмем самый поверхностный уровень: вставать в 7 утра, одевать, будить чадо, ехать или идти в неудобное место, волноваться, маме придется выходить на работу, возвращаться рано из гостей, чтобы лечь спать пораньше, папе решиться отпустить маму на работу и т.д. Страх оценки. Детский сад – это первый общественный институт, куда мы отдаем свое чадо и где нас оценивают как семью. Воспитатель становится тем человеком, который знает, что вчера родители поссорились, папа сказал такое слово, а мама вообще не приходила ночевать.  Семейная система начинает испытывать беспокойство, потому что другие люди невольно становятся свидетелями личных событий. Поэтому родители начинают придумывать, что все в этом детском саде не так. Родители могут воспринимать посторонних детей не как веселых детей с которыми можно играть, а носителями микробов и бактерий, если воспитательница – необразованная злая тетка, а ранние подъемы и воспринимается как непомерная тяжесть, ребенок будет бояться туда ходить. Готовность, а вернее неготовность родителей легко считывается малышами, который хочет угодить им. Но нужно помнить, что страх сепарации потом аукнется в подростковом возрасте.  Еще я часто встречаю в последнее время ситуацию, когда в сознательный  план мамы входит: отдать ребенка в детский сад, перенести с ним все первые болезни и уж потом начать работать. Почему план не срабатывает? Ребенок четко знает, что у него есть варианты, так как мама все равно дома, вобщем, бессознательное опять побеждает и план рушится.
  5. Что делаем? Задаем себе честные вопросы, хотим ли мы отдать ребенка в сад именно сейчас, готовим ребенка психологически к расставанию, занимаемся закаливанием ребенка, готовим себя, знакомимся с воспитателем, с детьми, если разрешают, то проводим время в саду вместе с ребенком, договариваемся с мужем, успокаиваемся, но если все это не помогает- идем к психологу и разбираемся более тщательно.

Автор записи: Ирина Тебенева

Ирина Тебенева
Психоаналитический психотерапевт, аккредитованный супервизор ОППЛ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *