В детстве нам рассказывали волшебные сказки – и мы знали, что есть добро, а есть те, кто противостоят всему хорошему и создают трудности для главного героя. Но главный герой, несмотря ни на что, находит дорогу и справляется со всеми испытаниями… ….И вот мы вырастаем и думаем, что начали логично мыслить и поняли как устроен этот мир. Какая-то часть внутри нас, так и остается непознанной и не поддается никаким законам. В этой части содержится знание, что на самом деле многое возможно. В ней есть ресурсы и ключ к этой части лежит через образы или Метафору. Ученые придумали название двум частям: сознание и бессознательное. Сознание считает, что оно является главным и нередко оно действительно помогает ориентироваться в окружающей обстановке, находит четкие и ясные объяснения чему-либо, структурирует поступающую информацию. Сознание – это дисциплина, ритуал, структура. Подсознание же действительно знает. В нем есть творческий потенциал и естественность, целостность.
В фильме «Аватар» показаны земляне и жители Пандоры. Мир землян представлен очень технологично, военизировано, есть сугубо практичные цели, к которым они стремятся, не брезгуя никакими средствами. Жители Пандоры же ощущают связь со всем живым, уважительно и бережно относятся к окружающему, доверяют себе, телу. Это как пример двух метафор – Цивилизация и Природа, Сознание и Подсознание. И этот образ проникает в нас, позволяя по-новому смотреть на мир и заметить связь друг с другом и с другими формами жизни.
Все великие ораторы, священники и мудрецы владели искусством рассказывания историй, притч и метафор. Потому что идея, привнесенная напрямую, не затрагивает глубоко сущности человека, а метафора проникает, потрясая и изменяя глубоко внутренний мир. Человек открыт и готов слушать историю – ведь в ней говорится не про него и можно понимать по-своему любую идею.
Дэвид Гордон придумал такое сравнение к тому как действует то, что мы сказали напрямую или выразили это же через метафору, историю: мы можем представить внутренний мир человека как железнодорожную станцию. И вот на ней возникли какие-то проблемы. Тогда, чтобы помочь человеку решить проблему мы говорим ему: «Тебе необходимо завести слона на станции. Это изменит всё в лучшую сторону». Человек может воскликнуть: «Да зачем мне этот слон?!». Или задаться вопросом:
« Где же его взять?»…А можно просто спросить человека: «Могу ли я пустить свой поезд через твою станцию?» Если человек разрешит, то пустить грузовой поезд и в то время как он остановится, из вагона медленно и размеренно выйдет слон. Он сойдет на станции и оглядится вокруг. Человек уже не сможет сказать, что слона-то нет. Он есть и надо что-то с ним делать…. Создать какие-то условия для него или если он никак не вписывается в окружающее пространство, то садить обратно в поезд ….
Вот так же и метафора, действуя не напрямую, она попадает прямо в цель, и тот опыт, который в ней есть человек реально проживает. Это становится его опытом.
Если расширить нашу картину, то в целом жизнь человека метафорична. И даже те симптомы, которые проживает человек – это как отражение каких-то идей, выраженных в материальной форме.
Клу Маданес пишет: «Все человеческое поведение может быть так или иначе представлено на языке аналогий или метафор разного уровня абстрагирования». И это очевидно при взаимодействии людей. Когда жена сообщает мужу о том, что у нее болит голова, она может таким способом просить его о помощи по дому или говорить о своем восприятии ситуации, в которой она сейчас находится. Любое сообщение косвенно направлено на то, чтобы другой человек откликнулся и предпринял какие-то действия, дал определенную реакцию. Почему метафорично? Потому что человек просит об этом не напрямую, а порой через истории или сообщения, которые совершенно не связаны с происходящим здесь и сейчас.
А если наша жизнь метафорична, то можно посмотреть на жизненные сценарии, которые мы пишем как на истории или сказки. И в чьей-то сказке может быть Долина Забытья, и Темный Лес Странствий, Пещеры, населенные суровыми обитателями, или Горы, манящие к себе. Кто-то пишет истории, в которых главным действующим лицом является Страх и в них рассказывается про то, как он начал управлять всеми остальными жителями: сурово обошелся с Надеждой и запер Спокойствие в тюрьме, поработил Доверие. А кто-то пишет добрые истории, в которых есть Любовь. Она справедливо и ласково относится ко всем жителям внутреннего и внешнего пространства. И порой когда гаснет свет, она заботливо разыскивает спички и зажигает вновь огонь, для того, чтобы каждый имел возможность согреться. Каждая вещь, движение становятся значимы и прекрасны, освещенные отблесками этого огня.
Давайте писать волшебные и добрые сказки!
Автор: Анкина Екатерина, психолог, индивидуальный и семейный консультант (Екатеринбург)