Почему дети болеют и что с этим делать?

Почему дети болеют? Может быть, потому что в нашем обществе принято болеть. Ведь ни раз, и ни два вы слышали «Все дети болеют», «Поведешь в садик, и точно будет болеть», «Ну что такого, все сейчас болеют».  И думаешь, неужели не хочется опровергнуть эту всеобщую идею детских болезней и вырастить здорового ребенка?

 

Оговорюсь сразу, физиологию никто не отменял. Если ребенок съел кило апельсин, то аллергия будет криком о помощи всех внутренних органов, а если подержать ребенка в холодной луже, то и энурезу можно не удивляться.  Безусловно, там тоже может быть психологическая подоплека: Собственно, зачем ребенок съел килограмм апельсин? Он хотел привлечь внимание? Что с его границами? И т.д., но это уже другой разговор. К вопросу о соблюдении мер предосторожности – мытье рук и носа предотвращает 90% заболеваний.

 

Начнем с простого. В каждой семье существует семейные правила болезни. Где то принято болеть часто и долго. Смачно рассказывать как долго и тяжело болели, как использовали все лекарства и ничего не помогало. В другой болеть совсем нельзя. Болеешь – значит сам виноват, плохо одевался, не пил витамины, вовремя не промыл нос или не прополоскал горло. В третьей – все зависит от маминого настроения: сегодня лечу, завтра – кричу.  Муж и жена соединяются и либо вырабатывают общие правила или каждый болеет по своему сценарию. Если сценарий семейной системы – Все дети болеет постоянно и обязательно – идентификация маленького ребенка будет предопределена. И скорее, родителей не будет беспокоить частоболеющий ребенок.

Поговорим о частоболеющих детях и о родителях, которые обеспокоены болезнями своих детей.  В России существуют четкие показатели, при каких условиях ребенка можно назвать частоболеющим и можно даже поставить  на учет:

  • до года –4 и более раза в год;
  • до 3х лет –6 и более раз в год;
  • 4-5 лет –5 и более раз в год
  • с 5 лет –4 и более раза в год.

В эту группу входят также те, кто болеет длительно, например, 2-3 раза в год, но по 14-20 дней Такие дети требуют к себе внимания, и родители часто обращаются за помощью. Психологические термины уже давно ушли в народ, и если заболевание не могут объяснить, вы хоть от соседки, хоть от подружки услышите многозначительное – это психосоматика. Хотелось бы дать понятие самому психосамотическому расстройству  (ПСР) в медицинской и психологичес­кой науке.

Психосоматика (др.-греч. душа и  тело) — направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

По сути, удобное обозначение для необъясняемого с био­логической точки зрения заболевания. Некие социальные-психологические факторы  становятся запредельным стрессом для организма и поэтому ведут  к телесным симптомам. Традиционно психосоматическими заболеваниями считаются: кожные заболевания, анерексия или булимия, энурез, астма, злокачественные опухоли и т.д.

Если мы говорим не о взрослом человеке, болезнь ребенка примерно до подросткового возраста, а у некоторых и позже – это всегда симптом нарушений в общей семейной системе. При рождении и в самом младшем возрасте – это будет скорее материнский симптом, ребенок будет показывать, что то за свою маму, позже сможет уже показывать за всю семью. Хотя сама по себе мысль  взаимосвязи проблем здоровья ребёнка и членов семьи  одна из самых  не принимаемых в обществе.  И многие родители обесценят саму идею, что именно они, а не ребенок виноваты в болезни. Ведь как  зло шутят  семейные психологи идеальная мама – это мама больного ребенка. Она всегда все знает: как лечить, какие лекарства давать,  и как усиленно заботиться. Иначе как через болезнь ее идеальность проявится не может.

Основными причинами психосоматических болезней являются: нарушения привязанности и негативный опыт отношений со значимыми близкими; неадекватная способность значимого близкого (преимущественно матери) реагировать на сигналы ребенка о его потребностях;  недостаточная поддержка ребенка в осознании собственных чувств и переживаний.

ПСР болеют от 30 до 68% детей в России. Под эти определения может попасть любые мама и папа и главное здесь осознавать, что  идеальных родителей и идеальных отношений не бывает. Просто ребенок еще не умеет выразить словами все свои переживания и реагирует болезнью.

Примеры как работает механизм ПСР.

– У ребенка энурез, лечат энурез – появляется аллергия, закончилась аллергия, ребенок ломает руку.  Родители очень хотят развестись, но все время, что то случается… тут причины очевидны со стороны, но совершенно не очевидны, когда находишься внутри ситуации. Ребенок как может спасает свою семью.

–  Маленький мальчик болеет раком, повезло, и мама обратилась к психотерапевту, в ходе долгих сессий выясняется, что когда она была беременной, погиб ее муж и она не хотела жить. Собственно выжила ради ребенка, и что сделал ребенок? Он решил умереть за маму, выполнить желание, чтоб ее спасти, и чтоб она жила. Лечение состояло в рассказе ребенку всей правды, и начали искать место для умершего папы, началась ремиссия.

– Как только мама собирается выходить из декретного отпуска

на работу – ребенок начинает болеть вплоть до госпитализации. Мама заявляет мужу, что никак не может пока работать и может   не осознавать, что на самом деле и сама непрочь посидеть дома, как ребенок все это считал и проявил, тем самым помог своей матери.

Жизнь семейной системы, как и любой системы, подчиняется двум законам: закону гомеостаза ( привести все к равновесию) и закону развития. Закон гомеостаза гласит: всякая система стремится к постоянству, к стабильности.  Нарушение всегда будет болезненно воспринято системой, система будет делать все, чтобы восстановиться. Отсюда конфликты и потрясения. К сожалению, ребенок до определенного возраста напрямую является самым сильным стабилизатором, стремящимся к гомеостазу. Но не нужно пугаться, нужно знать, что есть жизненные циклы семейной системы и система развивается вместе с изменением возраста своих членов, если знать об этом  заранее, можно избежать многого.

Поэтому если ребенок вдруг начал ломать конечности, покрывается пятнами, болеет по 3 недели – это повод пойти на личную терапию, чтобы разобраться с симптомом, о чем так кричит ваш ребенок?

Когда мы говорим о болезнях, принято употреблять еще один термин – вторичная выгодаfloat: left; padding: 1px; border: 1px solid #CCCCCC; margin-right:10px; margin-bottom:10px;Вторичная выгода – то, что человека удерживает в том проблемном состоянии, которое он получил.  То есть симптом мог сформироваться по одной причине,  а удерживается по – другой, так как получил выгоду.  В детских болезнях вторичная выгода очень часто проявляется. Банальный пример: ребенок заболел вследствие хронической усталости в школе, вся семья суетливо и радостно о нем заботится, а значит ему хорошо, закрепляется вторичная выгода болезни – повышенная любовь, подарки, радость. В следующий раз уже может сработать вторичная выгода, как потребность ребенка в дополнительной заботе. Наличие вторичной выгоды закрепляет уже паттерн,  избавиться от этого становится значительно труднее. Поэтому при глубоких и затяжных болезнях вначале выясняют вторичную выгоду, понимают, как можно ее убрать и что дать взамен. Потому что она является обычно серьезным ресурсом, от которого отказаться достаточно сложно. Человек, живущий в осознанности, способен анализировать причинно-следственные связи болезни своего ребенка и может нейтрализовать вторичные выгоды, а уже потом разбираться с симптомом.

Для  родителей нужно понять, что:

  • Для детей нормальным является нарабатывать себе иммунную систему, а значит, хотя бы иногда ребенок будет болеть.
  • Подозрение должны вызывать частые и продолжительные заболевания, заболевания относящиеся к группе психосоматических расстройств.
  • При лечении всегда выявляется вторичная выгода, а потом выясняется первопричина симптома.
  • Если болеет ребенок младшего возраста – это практически 100% симптом семейной системы
  • Если вы не улавливаете симптом- будьте готовы, что ребенок его усилит
  • Если простое осознание и рефлексия не дают результатов необходимо обращение к специалисту – психологу или психотерапевту.

 

 

 

 

Автор записи: Ирина Тебенева

Ирина Тебенева
Психоаналитический психотерапевт, аккредитованный супервизор ОППЛ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *