Тех, кто увлечен символами и знаками, часто называют суеверными мистификаторами. Наверное, в том есть доля истины, и суеверные люди во всем стараются видеть знаки Свыше и следовать им, чтобы в их жизни было все хорошо. Но мало кто задумывался, что мы все являемся ходячими «знаками», символами собственной жизни. Я имею в виду ТЕЛО – чистую метафору всех наших удач и проблем в прошлом и настоящем, а также образа жизни наших предков. Вы хотите поспорить?
Согласитесь, самый понятный и доступный любому человеку на любом континенте язык – это язык жестов, или язык тела. Если человеку больно – это поймёт любой, кто обратит на это внимание, тело красноречиво говорит об этом позой и выражением лица. Страх – тоже нетрудно прочитать в телесном проявлении, а также гнев, обиду, радость, умиление, отвращение… этот список очень велик. И когда эмоция становится хронической, она сковывает мышцы, превращая их в панцирь. Панцирь характера (так назвал это явление Вильгельм Райх), сформировавшийся для защиты от угрозы целостности личности в детстве или раньше (до рождения). Функция панциря – это, конечно же, в первую очередь защита, а остальные проявления (снижение чувствительности, подвижности) – это побочный эффект. Ну и по форме этого самого панциря характера (по привычной позе, устойчивым «отлаженным» движениям, выражению лица и глаз) как раз и можно диагностировать состояние более тонких структур личности – эмоциональной, ментальной. Привычки думать, реагировать и двигаться определённый образом – это одни и те же привычки, проявляющиеся на разных уровнях. И легче всего распознавать и трансформировать их именно на телесном уровне. Так телесная метафора проблемы (поза, ярко изображающая проблему) и телесная метафора выхода из нее в желаемое состояние (позу, ярко изображающую положение, приятное во всех отношениях) – даёт возможность сознанию выстроить мост к решению проблемы и на эмоциональном, и на ментальном уровне одновременно.
Один из методов психологической коррекции, также работающий через символы – это расклады Таро. Связь символов Таро с телом очевидна: почти на всех Арканах – изображение людей в разных состояниях, изображенных единственно возможным способом – через телесную метафору, понятную абсолютно любому человеку. Так открытая поза символизирует доверие, сжатые кулаки – ожидание нападения, скрещенные на груди руки – уход из контакта, замкнутость на себе…
Когда человек, задавая вопрос, вытягивает из колоды одну или несколько карт Таро, его вопрос или проблема выносится из подсознания вовне и обозначается (выкладывается) символами в виде «мандалы» (символического геометрического рисунка). Структура этой мандалы, как правило, показывает путь из прошлого через настоящее состояние, актуальное здесь и сейчас, в будущее. Прошлое – это источник, причина происходящего, то есть то, что привело к тому, о чём идет речь, а будущее – это, как правило, рекомендация, символическое отображение пути выхода из проблемы.
Целью расклада Таро, как и целью психотерапии, является раскрытие внутреннего ресурса здоровья клиента, интеграция действия (тела), чувств и мыслей, утраченных когда-то в прошлом. И кроме символов Таро, очень важным инструментом работы таролога также является его собственное тело, в котором разонируют едва различимые напряжения и эмоциональные состояния клиента. Вильгельм Райх, один из основателей телесно-ориентированной психотерапии назвал этот феномен «вегетативной идентификацией», что означает чувствовать в своём теле ощущения внутренней борьбы клиента… Глядя на символическое отображение вопроса или проблемы, а также на пути выхода, человек часто сам меняет «ракурс» видения происходящего с ним на более здоровый, более конструктивный.
И теперь логично было бы привести качества, присущие здоровому человеку (описанные в биосинтезе – хрестоматия «Свободное тело» ред. Баскакова В.Ю.), чтобы слово «здоровье» было бы определённо понятным.
1. Духовные аспекты здоровья
– контакт с глубинными ценностями;
– сила духа принимать решения в период жизненных кризисов без «впадания» в отчаяние и безысходность;
– свобода от невротического чувства вины и готовность к реальной ответственности;
– уважение к собственным чувствам и к чувствам других людей.
2. Психические аспекты здоровья:
– способность связывать внешнюю экспрессию с внутренними потребностями; готовность действовать для удовлетворения основных жизненных потребностей и возможность отличать их от «вторичных пристрастий»;
– способность к контакту с людьми без идеализации и проекций (или других психологических защит, искажающих взаимодействие);
– способность по собственному выбору удерживать (но не подавлять!), либо выражать свои чувства, когда этого требует или позволяет ситуация;
– свобода от тревоги, если нет опасности;
– способность действовать, когда опасность есть.
3. Соматические (телесные) аспекты здоровья:
– дыхание регулярно, ритмично, сопровождается свободными движениями грудной клетки;
– перистальтика не спастическая, но и не вялая, сопровождается ощущением «внутреннего благополучия»;
– мускулы готовы легко переходить от напряжения к расслаблению;
– кровяное давление нормальное, пульсация в конечностях хорошая;
– кожа тёплая с хорошим кровоснабжением;
– лицо подвижно, мимика живая, голос и взгляд выразительны, «глаза контактны»;
– оргазмические функции не нарушены; оргазм представлен ритмичной непроизвольной пульсацией, сопровождается глубоким чувством удовлетворения и любви к партнёру. Человек может испытывать к одному и тому же лицу и сексуальные, и сердечные чувства.
В заключении надо сказать, что феномен «вегетативной идентификации» (тонкого телесного чувствования другого человека) является двухсторонним, и клиент также чувствует гадателя, хотя может этого и не осознавать. И если состояние духовного, психического и телесного здоровья знакомо тарологу, то клиент «считывает» его опыт выхода из критических состояний. «Заземление» в реальности становится заразительным, как зевота. И чем яснее таролог ощущает в себе гармонию тела, чувств и ума, тем легче клиенту прийти к этому состоянию в его ситуации, а значит, принять правильное решение в том вопросе, с которым он обратился к картам Таро.
Автор: Наталья Гульева, таролог, танатотерапевт (Екатеринбург)