Тема мужского и женского наверное всегда будет оставаться одной из наиболее волнующих и интригующих. Он и Она представлены друг другу в двух ипостасях. Первая – это отношения между ними как двумя личностями, что предполагает равноправие. Вторая – это собственно отношения мужчины и женщины. Здесь уже более уместно говорить о «разноправии» (Е.Весельницкая).
Четыре вида людей
Когда мы говорим о мужском и женском, то мы принимаем взгляд, существующий в различных философских и психологических теориях, о том что нет «чистых» мужчин или женщин. В каждом человеке присутствует как мужская, так и женская часть, Инь и Ян и т.п. Весь вопрос в пропорции и в том, насколько гармонично мужская и женская части уживаются с друг другом. Но проблема заключается в том, что частей то у нас две, а тело имеет одну определенность. Оно однозначно либо мужское, либо женское. Может показаться странным, но иногда некоторым людям сложно дифференцировать отличие мужчины от женщины. Начинают говорить о том, что мужчины более сильные, эмоционально устойчивые и т.д. Если аппелировать к реальности, то на самом деле отличие всего одно – у них по-разному устроено тело, в частности гениталии. Иногда устройство тела не совпадает с доминирующей частью психики. То есть условно можно выделить четыре типа людей: мужчина в мужском теле, мужчина в женском теле, и соответственно – женщина в женском и мужском теле. У меня есть предположение, что когда происходит несовпадение физической природы с психической, то это приводит к проблемам. Соответственно, решением проблемы будет подстройка психического под физическое, то есть изменение внутреннего доминирования в соответствии с устройством тела.
Психология мужественной женщины, то есть «мужчины в женском теле» – это психология инвалида. «Он» лишен одной важной детали, которая есть у остальных мужчин. И основная черта «его» поведения будет строиться на том, чтобы как-то скрыть или скомпенсировать свою несостоятельность в физическом плане. Внутренне «он» находится в возмущении: «Почему из-за какой-то «детали» он не принимается как равный?». Это может привести к стремлению быть не хуже, а в чем-то даже лучше других мужчин. Именно такие женщины ввели защитную для них идею о том, что есть «настоящие» и «ненастоящие» мужчины. Что одной физиологии недостаточно, и звание мужчины связано прежде всего с психологическими характеристиками и его надо как-то заслужить или подтвердить. Бессознательно «он» стремиться найти недостающую часть тела, или как-то «отобрать» ее у других мужчин. Поэтому одна из любимых игр женщин со скрытым преобладанием мужского – «Динамо» (см. Э.Берне). Такая женщина позволяет мужчине заигрывать с ней, но только не доводить дело до генитального контакта. Потому что пока гениталии скрыты, ничего ей не мешает быть на равных с мужчиной. А генитальная близость может рассматриваться как унижение, так как мужчина будет меня, мужчину, «иметь». Поэтому мужчины интуитивно побаиваются мужественных женщин. Эти женщины всегда готовы осуществить психологическую кастрацию, уязвить мужское самолюбие.
Психология женственного мужчины («женщины в мужском теле») – это психология урода. То есть у нее есть что-то некрасивое, стыдное и лишнее. Поэтому такая «женщина» будет всячески скрывать свою мужественность. Одна из причин возникновения такой психологии может быть связана с определенным типом отношений в семье, когда мать в одиночку воспитывает сына или когда мать играет роль «жертвы» отца. В этом случае у ребенка может неосознанно формироваться чувство вины за мужское. Происходит идеализация женского (это высокое и чистое) и дискредитация мужского (это плохое и грязное). Ребенок начинает служить культу Девы. Он отходит от мужского и начинает двигаться к женскому, всячески скрывая свои мужские («плохие») проявления. Но на более глубоком уровне в таком культе скрыта агрессия к мужскому. Чтобы окончательно очиститься, по логике такому мужчине надо кастрировать себя.
На уровне поведения такие «мужчина» и «женщина» будут искать друг друга, так как у одного чего-то не хватает, а другой хочет от чего-то избавиться. Поэтому вначале они очень рады друг другу, потому что каждый помогает другому решить его проблему. Но эти отношения мужественной женщины и женственного мужчины являются невротическими, так как на интимном уровне им приходиться меняться ролями. В итоге интимный уровень начинает угасать, чтобы сохранить свои иллюзии и заменяться словесными ссорами и скандалами на тему «Ты мужчина или тряпка?», или «Ты не женщина, а мужик в юбке!».
Стратегическим путем решения этих проблем является поиск способов дискредитации мужского в женщине и женского в мужчине, то есть психический приоритет мужского-женского в человеке должен соответствовать реальности.
Взаимодействие Мужского и Женского
Если исходить из того, что мужчины и женщины разные, то возникает вопрос о идеальной модели их взаимодействия. Наиболее удачную модель, на мой взгляд, предлагает Е. Весельницкая и В. Калинаускене в своей книге «Женщина в мужском мире». Они предлагает метафорическое описание женского и мужского состояния как «волна» и «берега» (или «меч»). Основными свойствами женского состояния является текучесть, безмятежность, безвременность, поток, пространство. Мужское – это структурирование, целевая направленность, «отграничивание». Специфика мужской энергии – это сворачивание в точку, женской энергии – открытое безграничное пространство. Женское – есть хаос, мужское – структура. Образно говоря, женщина – это воздух для мужчины.
Соответственно, при взаимодействии мужского и женского как целого авторы выделяет три основных цикла. Каждый цикл имеет следующую последовательность. Первый шаг – мужской, он называется «задать направление». Это может от банального – «Пойдем сегодня в кино» до направления жизни. Следующий шаг, ответный – женский, «предоставление пространства для этого направления». Женщина может принять направление мужчины, то есть дать осуществиться его импульсу, либо не принять, и тогда этот импульс умирает.
Если направление принято и пространство предоставлено, то мужчина начинает заниматься «структурированием пространства». Женский ответный шаг – «заполнение структуры». Например, реализовывая идею-направление о постройке дома, мужчина его строит. Но чтобы конструкция из стен, потолка и крыши стала домом, необходимо насытить его мебелью, занавесками, ковриками и т.д. Это и есть заполнение структуры. Но наступает такой момент, когда надо заканчивать заполнение, и в какой-то момент мужчина должен «поставить точку», но не преждевременно, не прерывая ее творческий процесс. Это тоже мужская функция, так как женщине самой остановиться трудно.
Следующий шаг – женский, «освоение точки». Точка для мужчины – это некое подобие конца, символической смерти. И как раз ему в этот момент нужна женская поддержка, кто-то должен порадоваться его победе, поговорить о результатах. Такое освоение дает возможность мужчине сформировать новое направление и начать новый цикл взаимодействия. Таким образом, отношения между мужчиной и женщиной не замыкаются в круг, а развиваются, поднимаются «вверх, по спирали».
Женская и мужская социализация
Но женское, как и мужское не есть нечто одномерное и одинаковое. В разных ситуациях разные женщины (мужчины) могут вести себя по-разному. Это различие авторы книги «Женщина в мужском мире» обозначают термином «социализация», как обозначение способа включения в социальную жизнь. В качестве основных способов взаимодействия женщины с социальным миром выделяют такие четыре формы как «хозяйка», «воин», «приз», «муза».
Женщина-хозяйка в качестве места силы, творчества имеет, естественно, дом. То есть такая женщина будет стараться любое место, где она бывает, включая и рабочее, превратить в маленький дом. Это необязательно домохозяйка, она может быть и премьер-министром. Восприятие всей территории, которая находиться в сфере ее влияния как целого, за которое она несет ответственность – все это входит в образ хозяйской социализации.
Женщина-воин характеризуется большой социальной активностью. Дом для них – это блиндаж, место, где можно отдохнуть. Такие женщины идут в политику и бизнес, могут добиваться, требовать и просить, используя все свои, в том числе и женские, средства. Основная черта – это целевая направленность.
Женщина-приз. Они всегда чуть-чуть над землей. Ее место творчества – презентация, представительство того мира, того учреждения, того знания, которому она принадлежит. Женщину-приз приглашают с собой особенно тогда, когда идут встречаться с незнакомыми людьми, нужными для дела. И она, иногда даже не произнеся ни слова, может гораздо лучше уладить любое дело, чем ее коллеги.
Женщина-муза. Такой тип социализации встречается наиболее редко. Ее место творчества – вдохновительское поведение, а это очень тяжелая работа. Такой способ поведения обрекает ее на одиночество, на тот период, пока будет так реализовываться.
Мужские способы социализации обозначаются почти близкими понятиями: «хозяин», «воин», «подарок», «авантюрист». Мужчина-хозяин схож по своей социализации с Хозяйкой. Мужчина-воин – это борец, социальный идеал мужчины. Мужчина-подарок – это душа компании, он умеет развеселить, создать хорошее настроение, вокруг него всегда много женщин. Он делает карьеру не способом пробивания, а путем увеличения цены собственного подарка. Мужчина-авантюрист – это искатель, первооткрыватель, редко попадает в поле зрения. Они могут вдохновлять женщин на рискованные и неожиданные поступки.
Используя эту типологию, можно представить различные типы отношений, в зависимости от того или иного сочетания. Например, женщина-хозяйка и мужчина–воин. Это классический вариант. А женщина-муза и мужчина-авантюрист. Наверное, очень красиво и очень недолговечно. Женщина-воин и мужчина-подарок. Она его завоевала и будет охранять. Или пойдет дальше завоевывать еще более ценные подарки.
Автор: Сергей Петрушин, (Казань), психотерапевт Европейского реестра