Групповая психотерапия в социальной и психологической коррекции зависимых

Групповая психологическая коррекция – это использование закономерности межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения физического и психологического благополучия человека. В группе специально подобранных больных врач-психотерапевт разъясняет им сущность патологического процесса, обосновывает прогнозы на выздоровление, проводит обучение аутогенной тренировке, релаксации. Групповая психокоррекция может включать обучение пациентов интерпретации симптомов и особенностей собственных поведенческих реакций на происходящие события и ситуации.  Групповая психокоррекционная работа предусматривает также организацию психологического тренинга, повышение уровня техники общения. Главные показания к групповой психокоррекционной работе –  нарушение социальных связей (семейных, производственных),  трудности в области общения, социальная и психологическая дезадаптация, первые стадии алкоголизма и наркомании, психосоматические заболевания.

Итак, мы видим, что объектами коррекционной работы становятся люди либо социально дезорганизованные, либо утратившие связь с какой-либо социальной средой (семья, общественные отношения). Психотерапевт в данном случае пытается найти утраченные связи, вернуть человека в социум, из которого он выпал.
Хотя очевидно, что любому отдельно взятому участнику в группе внимания достается меньше, чем при индивидуальной терапии, существует ряд причин, объясняющих развитие и успех групповой терапии. Жизнь – это, прежде всего, социальное явление. В сфере межличностных отношений человек испытывает потребность в эмоциональном принятии и контакте с другими людьми. Таким образом, опыт, приобретенный в специально организованных группах, помогает  решению проблем, возникающих при межличностном взаимодействии. Группа оказывается микрокосмом, обществом в миниатюре, отражающим внешний мир с реальными переживаниями и взаимодействиями. Такие  факторы, как незрелая жизненная позиция, нарушенные партнерские отношения, конфликтные ситуации на работе и дома, социальное влияние и конформизм, повседневно существующие в социуме и в семье, становятся очевидными в психокоррекционной группе и воздействует на индивидуальные жизненные установки и изменение поведения. В результате аффективные переживания, происходящие в искусственно создаваемой обстановке, могут естественно переноситься во внешний мир.

Потенциальное преимущество условий группы – это возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы. В процессе группового взаимодействия происходит понимание  ценностей и потребностей других людей, формируется система собственных ценностно-мотивационных установок. В группе участник чувствует себя принятым и получающим помощь. Реакции участников на происходящие в группе события и эмоциональные переживания могут облегчить разрешение межличностных конфликтов вне группы. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучаться новым умениям и навыкам, конструктивным моделям поведения, формировать и корректировать свои партнерские отношения, научиться бесконфликтным способам общения.  Возникает определенное ощущение комфортности, когда находишься и взаимодействуешь с равными партнерами, а не только с терапевтом.

Наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения. Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку участником группы своих установок и поведения, формирует  позитивные «Я-концепции».
Группа может также облегчить процесс самоисследования и самопознания, что формирует адекватную самооценку и чувство уверенности в себе. Свою эффективность групповые формы работы доказали при коррекции личности  пациентов в период жизненных кризисов.

Наркомания и алкоголизм во многих случаях, могут быть формами духовного кризиса – несформированностью ценностных ориентаций и жизненных позиций, бегством от действительности, поиском свободы в измененном состоянии сознания. Зависимость отличается от других форм духовного кризиса тем, что духовное измерение здесь часто скрыто за разрушительной природой этого расстройства. В процессе развития химической зависимости страдают все уровни жизнедеятельности человека: физический, психологический, социальный.

•    Разрушается система психофизической саморегуляции;
•    Формируется патологическая потребностно-мотивационная структура;
•    Дезинтегрированная «Я-концепции» и сформированная параллельно с ней система иллюзорно-компенсаторных представлений о себе;
•    Разрушается система межличностных связей и отношений, связанная с семейным кругом и учебой или профессиональной деятельностью;
•    Формируется асоциальная, жесткая ролевая структура поведения.

Эффективность  коррекционной работы с кризисной личностью в групповой форме обусловлена, во-первых,  эволюционной целесообразностью (с древних времен группа способствовала не только биологическому  выживанию, но и оказывала энергетическую и психологическую поддержку), во-вторых, разработанностью группового подхода в структуре коррекционной психологии и психотерапии.

В процессе прохождения групповых коррекционных занятий участник группы может овладеть конструктивными навыками и способностями решения задач и проблем в следующих областях:
– психологическая адаптация к условиям среды;
-развитие творческой активности и самовыражения;
-коммуникации (межличностных и социальных отношений);
-социальной успешности;
-прояснение собственных потребностей, ценностей, позиций, а т.ж. развитие способностей «держать их в фокусе».

Одновременно нужно учитывать, что адаптивные возможности личности к самосовершенствованию, изменению ценностных ориентаций, направленности, мотивационно – потребностных структур ограничены. Также ограничены возможности социальной ниши, в которой обитает пациент, к восприятию и адаптации его личностного изменения. Поэтому, основными задачами коррекционной работы должны стать не только личностные изменения, происходящие с человеком в процессе психотерапии, но и   психологическая и социальная адаптация  к условиям среды обитания.

Для достижения качественного результата работы в психологической коррекции существует ряд требований к качеству взаимодействия специалиста с клиентом.

Стратегия этого взаимодействия должна иметь системный характер и учитывать:
•    Особенности личности участников группы;
•    Структуру и содержание материала, который интегрируется участниками;
•    Возможности и ограничения используемых психотехник;
•    Обеспечение обратной связи;
•    Организация поддержки и отслеживания в социуме;

К организации и проведению групповой коррекционной работы выдвигаются следующие требования:
•    Обязательное индивидуальное собеседование при групповой форме работы;
•    Владение специалистом профессиональными психологическими  знаниями и навыками для исследования и коррекции личности, а также профессиональное  владение психотехниками;
•    Возможность получения обратной связи от участников группы;
•    В целях оптимальной организации психологической атмосферы важно хорошо понимать структуру, лидерство и другие аспекты групповой динамики.

Основные принципы работы в коррекционных группах:
•    «Здесь и теперь»
этот принцип ориентирует участников группы на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы (чувства, мысли), происходящие в группе в данный момент. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, развитию ответственности за свои поступки.
•    Искренность и открытость
Чем искреннее будут предъявляемые чувства, мысли, реакции, тем успешнее будет работа в группе в целом. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая запускает механизмы самосознания и механизмы межличностного взаимодействия.
•    Принцип Я
Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии.  «Принцип Я» обучает брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.
•    Активность
Поскольку групповая форма коррекции относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем процессе, является обязательной.
•    Конфиденциальность

Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы безопасности и самораскрытия. Полученные психологические знания, приемы и психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, при общении с родными и близкими, в повседневной жизни, в целях саморазвития.

В  психотехнологическом  обеспечении коррекционной групповой работы  в настоящий момент существует огромное количество моделей и подходов, которые могут оказать эффективную помощь лицам, находящимся в кризисных состояниях различной этиологии.

Автор статьи: Светлана Пермина, психолог-консультант и арт-терапевт

Страничка Светланы Перминой на сайте ВсеПсихологи.ру

Автор записи: Светлана Валерьевна Пермина

Светлана Валерьевна Пермина
Арт-терапевт / Психолог-консультант

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *