Основоположник трансперсональной психологии Станислав Гроф значительно расширил представления о детской и взрослой психологии, подробно описав целый комплекс чувств и физических переживаний, которые ребенок испытывает в утробе матери и в процессе родов. Исследования показали, что характер и эмоциональные особенности личности находятся под влиянием перинатального опыта. Исходя из стадий развития плода и родов Гроф разработал так называемые базовые перинатальные матрицы (БПМ).
Первая матрица (БПМ-1), обозначена у С.Грофа, как «полнота бытия”. Она формируется в период внутриутробного развития. Если условия существования в здоровом материнском организме близки к идеальным: происходит удовлетворение всех потребностей – питания, удаления отходов, снабжения кислородом; эмбрион ощущает умеренные колебаний температуры, шума, вибрации, тактильных раздражений; он находится в условиях полной безопасности. Соответственно, психологические образы этой матрицы в эмоциональном отношении окрашены позитивно — в них присутствует представление об абсолютно комфортной среде обитания и безмятежно-счастливой, свободной от проблем, усилий и страданий жизни. Именно эта матрица управляет образами райского блаженства, представленными в столь многих религиях.
Дискомфорт в безмятежное существование эмбриона могут внести неблагоприятные факторы, оказывающие воздействие через материнский организм — алкоголь, никотин, загрязненная окружающая среда, стресс, не желательная беременность и т.д. В связи с этим, данная матрица способна порождать также негативные образы, как демоны, ядовитые воды, сточные канавы. Первая матрица является ключевой и во много определяет жизнь человека: доверие к миру, чувство безопасности, осмысленность и нужность своего существования. Клинически, во взрослой жизни, эта матрица может символизировать себя в форме суицидальных и саморазрушительных действий, онкологические заболевания, экзистенциальный голод и бессмысленность жизни.
Более мрачными являются образы второй БПМ-2, названной С.Грофом “изгнание из рая”. Она формируется на первой стадии родов, которая в биологическом отношении характеризуется изменением гормонального фона и интенсивной мышечной деятельностью матки. Весь прежний мир эмбриона неожиданно рушится, что вызывает огромный физический дискомфорт. Психологический фон этой матрицы — ощущение сильной тревоги, угрозы, переживание агонии. Источник опасности нависшей над всем миром, над Вселенной — загадка и непостижимая тайна. Доминирует чувство безнадежности, представление о времени отсутствует, поэтому мучение кажется вечным. Сопутствующее БПМ-2 эмоциональное состояние — отчаяние, безнадежность, вина, смятение, растерянность, чувство собственной неполноценности; сюда же присоединяются различные страхи – умереть, никогда не вернуться назад, сойти с ума. Эта матрица позже может заявить о себе в таких болезненных состояниях, как паранойя, клаустрофобия, депрессия; во взрослой жизни ею обусловлены потеря инициативы, ощущение бесцельности, отсутствие интереса к жизни, неспособность чему-либо радоваться, а также чувство изоляции, отчуждения, беспомощности, метафизического одиночества.
Третья перинатальная матрица (БПМ-3) соответствует второму этапу появления младенца на свет, когда он, проходя через родовые пути, испытывает колоссальное давление на голову и тело. Все болезненные и травмирующие переживания остаются, но пассивное страдание сменяется активным сопротивлением. Это период борьбы за достижение абсолютной по притягательности цели, в нем задействованы колоссальные конфликтующие энергии, вовлеченные в процесс рождения. Эмоциональные составляющие третьей матрицы — переход от беспомощности к свирепости, освобождение чудовищной агрессии, взрывное напряжение, обладающее саморазрушительными элементами. Актуализация соответствующей матрицы у взрослого человека влечет за собой переживания и образы, связанные с насилием, враждебностью, войной, а также сексуальные и садомазохистские мотивы; индивид может ощущать себя одновременно жертвой, палачом и убийцей
Последняя, четвертая матрица (БПМ-4) “переживание смерти и возрождения”. Она основывается на заключительной стадии рождения — появлении младенца на свет и первом вдохе. На психологическом уровне эта фаза означает прекращение страдания, облегчение и начало жизни в мире, пусть и значительно менее уютном, чем мир эмбриона, но все же несущем в себе возможность выжить и достичь определенного комфорта. Переживание отчаяния, безнадежности, борьбы и умирания сменяются ощущениями смирения и избавления; наступает состояние примирения с миром. Эта матрица актуализируется в таких жизненных ситуациях, как с трудом добытые успехи, торжество над опасностью, врагом, удачный выход из опасной ситуации, преодоление главного препятствия, победное завершение войны, а также утоление жажды и голода, избавление от дискомфорта.
Автор материала: Сергей Мостиков, трансперсональный психолог
Страничка Сергея Мостикова на сайте ВсеПсихологи.ру