Понятие свободы человека, свободы личности, занимало философские умы во все времена. И до сих пор нет четкого, общепринятого, удовлетворяющего в полном объеме определения свободы личности. В нашей работе мы не будем рассматривать культурно-историческое развитие и изменение наполненности понятия свободы личности. Мы рассмотрим ряд психологических аспектов, относящихся к самой идее свободы, существует ли она вообще, возможно ли проявлять свободу, в каком объеме и от каких факторов может зависеть это проявление.
Одно из распространенных современных определений звучит так: свобода — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости (согласно Энциклопедическому словарю Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона). Отсюда можно предположить, что логика свободы человека – это такая упорядоченность его сознания, поведения, познавательной и преобразующей деятельности, а также организуемых им процессов и состояний в природе и обществе, которая обеспечивает ему наибольший возможный в данных стартовых условиях уровень свободы существования. Здесь возникает вопрос – как формируются интересы, задачи, ценности в данном конкретном обществе? Кто и с какой целью это делает?
Если обратиться к истории человечества, к тем временам, когда существовало рабство, то общество в социальном плане укрупнено можно было разделить на две категории – хозяева и рабы. Здесь очень важно понимать, что хозяин – это любой свободный человек даже низшего сословия, ремесленник или землепашец, пусть даже и не владеющий рабами на данный момент времени, но имеющий такую возможность. И раб – человек, всецело принадлежащий хозяину. Хозяину принадлежит не только все имущество, результаты труда раба, но и его воля, его судьба, в конце концов, жизнь и здоровье раба находится полностью во власти хозяина.
И здесь можно разделить по психологическому принципу самих рабов. Одна категория, это те, которые стремятся обрести свободу, не смотря ни на какие условия содержания, пусть даже самые комфортные, с точки зрения рабского труда. Другая категория рабов, это те, которые не представляют себе другой жизни, чем той, которую влачат, пусть даже самую тяжелую и нечеловеческую. И если раб второй категории служит хозяину не на изнурительных работах в полях или на строительстве, а выполняет работы по дому, практически, вхож в семью, то он и мыслить не может изменить свою судьбу. Мало того, эти рабы всячески порицают и не принимают призывы к свободе и независимости тех, кто к этому стремится. Можно сказать, что свобода пугает этих людей, они не представляют свое существование вне тех законов, по которым они живут.
Исходя из рассуждений о психологии раба, можно сделать вывод, что рабство – это внутреннее состояние личности, человек внешне относительно свободен во всех отношениях. Он может принимать те правила общества, которые ему навязываются, а может от них отказаться. Может принять свое внешнее рабство, посчитать, что это судьба, рок, что существуют некие законы, которые сам человек не вправе менять, но обязан выполнять и принять как данность, а может сделать все, чтобы избавиться от рабских оков, возможно даже ценой своей жизни. Выбор всегда остается за человеком, вне зависимости от давления внешней среды на личность. То же самое касается и выбора хозяина – можешь иметь рабов, а можешь выполнять работы своими силами, силами своей семьи или наемными работниками за соответствующее вознаграждение.
И здесь мы возвращаемся к вопросу о формировании ценностей и целей в обществе.
В то время для развития общества крайне необходима была дешевая рабочая сила. Государства-завоеватели расширяли свои территории, которые затем необходимо было осваивать. В силу того, что людей не хватало, зрелые работоспособные мужчины, как правило, воевали, то наличие рабов было выходом из создавшейся кризисной экономической ситуации. Это было провозглашено как ценность, закреплено законодательно и если обратиться к определению свободы личности в начале нашей работы, то можно предположить, что максимальная свобода личности в тот период времени – это позиция хозяина и наличие у него рабов. Здесь мы подходим к пониманию рабской психологии. Первая категория рабов, которая стремилась к свободе и независимости на самом деле стремились избавиться от внешнего рабства и в дальнейшем занять позицию хозяина, т.е. получить возможность иметь собственных рабов. Вторая категория рабов, в силу собственных страхов, неуверенности и нежелания нести ответственность за свою судьбу, за преобразования в ней, в качестве компенсации, вынуждена была принять рабство не как гнет и унижение, а как общественную ценность, даже цель – добросовестно служить хозяину, быть исполнительным, преданным и именно в этом виделся ими смысл жизни, их добродетель. Важно отметить, что рабская психология в том виде, как мы описали, имела место быть, практически на всех этапах развития общества, вплоть до настоящего времени. Рабство меняло свои формы, меняло названия, но смысл всегда оставался прежним. Не смотря на то, что пришло время, когда рабство, крепостное право и другие формы владения человеком человека отжили, рабская психология сохранилась в головах людей. М.М.Пришвин: «Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой. Может быть, бороться с нуждой и крайней необходимостью гораздо легче, чем со свободой. В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать».
Даже Руссо, давая советы польскому народу на счет его государственного устройства, заявляет: “Свобода — пища добросочная, но трудная для переварения; нужны крепкие желудки, чтобы ее вынести”.
Что же мы можем наблюдать в современном мире, как изменилось мышление человека, какие представления о свободе личности существуют сегодня? Можно увидеть, что на самом деле все осталось как прежде в мышлении человека. Рабская психология жива и сегодня, причем, ничуть не изменила свою силу, актуальность и значимость для современного общества. Мало того, можно предположить, что внешнее давление стало еще более интенсивным и направленным конкретно на психику человека, на его личность. В первую очередь, это обусловлено все большей структурированностью общества, увеличением социальных слоев и прослоек, появлением все новых и более сложных иерархических лестниц. Во-вторых, не просто увеличение социальных институтов, а расширение прав и возможностей контролирующих органов, регламентирующих жизнь и деятельность человека. И последнее, что можно сказать в данном аспекте, это ужесточение законов и правил, которые ограничивают свободу человека. Все это делается с позиции заботы о человеке, его безопасности и даже справедливости, что все равны перед законом, да и вообще, все люди равны, имеют одинаковые права и обязанности. На самом деле, это все делается для управления людьми, причем без учета их личных качеств и индивидуальных особенностей. Все равны. Это справедливость в своей высшей реализации. Но мир несправедлив, поскольку люди не равны, у них как разные потребности, так и разные возможности. И чем больше эта разница, тем интенсивнее работают контролирующие органы по управлению человеком. Вне зависимости, будь то религиозный институт или прокуратура, все они, провозглашая лозунг о равенстве, стремятся к одной цели – подчинить личность и нивелировать индивидуальности человека. На систему работают все уровни социальных институтов, начиная с семьи. Воспитывая ребенка, родители навязывают ему свои ценности, в детском саду ребенку прививают правила социализации, в школе дают обязательные знания, без учета способностей и желания ребенка. Идя дальше по жизненному пути, человек уже имеет сформировавшиеся принципы существования в социуме, знает законы устройства мира, в котором он живет.
И мы видим, что рабская психология никуда не делась, она процветает и даже приобретает все более извращенные формы. Мы можем наблюдать те же две категории рабов. Первая – это люди, стремящаяся к личностному развитию, независимости, свободе от социальных оценок, влияния и давления окружающей среды. В отличие от древних времен, сегодня это сделать значительно сложнее, т.к. если раньше раб мог сбежать, уйдя на другие территории, становился свободным и условно, был хозяином своей воли, то сейчас общество простроено так, что бежать некуда, нет территории, в которой отдельно не распространяется давление внешней среды. Разница только в сущности давления, но смысл остается прежний, один контролирующий институт дублирует действия другого. Вторая категория людей, это, так называемые, массы. Им свобода не нужна. Она у них, по большому счету, есть, но своя, особенная свобода в несвободе. Они так же, как и в древние времена считают высшей реализацией своей деятельности служение господину. Этих людей устраивает все, у них есть хозяин, который о них заботится, по своему защищает, создает иллюзию безопасности и благополучия. Для подобной категории людей создаются все максимально удобные условия их рабства – алкоголь, телевидение, средства массовой информации работают на этих людей, религиозные институты, не смотря на то, что, практически, все развитые государства мира светские, имеют значительное влияние на массы. Эта категория съест все, что хозяин им подаст, кроме одного – им не нужна реальная личностная свобода. Свобода подразумевает ответственность за себя, за свою жизнь, за принятие и осуществление в жизнь принятых решений.
Однако современные рабы периодически осознают свое рабство, понимают свою несвободу, переживают когнитивный диссонанс, но поскольку позитивной компенсации не происходит, то это их еще более фрустрирует. Они могут ругать государство, быть недовольными законами и действиями отдельных контролирующих органов и социальных институтов. Но при этом они не могут решиться действовать, как правило, за словами не следует никаких действий. Что делает их похожими с древними рабами? Современные рабы, понимая свою ущербность и неспособность к свободному волеизъявлению, воспринимают жестко любые призывы к личностной свободе, так же преследуют свободных или стремящихся к свободе людей, критикуют само понятие свободы, т.к. это категорически расходится с их жизненной позицией. Они делают все, чтобы устранить инакомыслие, все, что может потревожить или всколыхнуть существующее положение дел, т.к. стабильность, пусть и рабская – это то, что необходимо этим людям. Свободный человек ценит, уважает свою свободу, дорожит ею и при этом уважает стремление других людей к личностной свободе, максимальной реализации своих возможностей. Свободный человек принимает свободу других людей, раб же не может реализовать свою свободу, отсюда не позволяет это сделать другим.
Что же происходит с людьми, стремящихся к независимости, личностной свободе, желающих снизить внешнее давление? Как было сказано, что убежать, практически, невозможно. Мы помним, что в древности понимание свободы было связано с возможностью иметь собственных рабов, но и в современном обществе ничего не изменилось. Зачастую стремление к личной свободе в нашем обществе связано с возможностью навязывать собственную волю, именно так происходит реализация свободы личности. И здесь опять срабатывает рабская психология, стремление иметь собственных рабов, иметь возможность декларировать свое существование, предлагать, а иногда и настаивать на правильности собственного жития. Создаются собственные школы, учения, философии, образовательные учреждения или программы к ним. В меньшем масштабе это могут быть преподаватели, учителя, которые, как они считают, владеют истиной. В качестве компенсации, это могут быть руководители небольших организаций, где вводятся собственные правила или на еще более низком уровне, демонстрация свободной личности реализуется в семье, когда не признаются общие законы и правила, вводятся свои, а рабами становятся члены семьи.
В своей работе мы предполагаем, что полной свободы личности не только существует, но и существовать не может по определению, всегда есть внешние факторы, которые будут оказывать давление и лишать личность некоторых степеней свободы. И рабская психология, которая заключается в том, что личность стремится или подчиняться, или подчинять, одного без другого не бывает, как существовала в древние века, так и продолжает существовать в современном мире. Некоторые современные рабы, стремясь к свободе, поднимаются вверх по иерархической лестнице, наивно полагая, что чем меньше над тобой людей, оказывающих свое влияние и больше под тобой, на кого ты влияешь, то ты обретаешь если не полную, но хотя бы достаточную свободу. Но только поднявшись вверх, на самой вершине пирамиды, люди понимают, что чем выше они поднимались, тем не свободнее становились. Думается, что любой верховный правитель, будь то президент, премьер-министр или король какой-либо страны, на самом деле, является самым зависимым человеком от внешней среды. В.В.Козлов, профессор ярославского университета, как то на одной из своих лекций сказал, что если хочешь стать независимым от толпы, бесполезно подниматься над ней, нужно из этой толпы выйти, стать вне ее.
Осознанность своей жизни, выбор своих действий всегда остается за человеком. Это и есть истинная свобода личности. Как и раньше, он может сам решить – стремиться к свободе или оставаться рабом, порабощать, или не иметь рабов. Человек так же свободен в выборе – подчиняться или подчинять. Рабская психология сидит в каждом, но именно тот, кто осознает свою жизнь, делает выбор вне влияния и давления окружающей среды и оценки социума, кто может контролировать своего раба, тот и может считать себя максимально свободным в современном обществе.
Автор: Сергей Вайсман, психолог-консультант, канд. психол. наук
1 мысль про “Свобода личности или рабская психология”
Елена
(22.11.2022 - 00:31)Интересная статья. Осознанности нужно учиться. А многие даже не подозревают о том, что можно жить осознанно.