В настоящее время больше половины населении Земли живет в городах. Казалось бы, городская жизнь полна плюсов: в городе, как правило, лучше налажен быт, лучше организовано здравоохранение, легче соблюдать гигиену и так далее.
Тем не менее горожанам приходится ежедневно сталкиваться с гораздо большим количеством стрессовых ситуаций, чем деревенским жителям. Видимо, именно поэтому горожане гораздо чаще страдают всевозможными нарушениями психики, например тревожным неврозом и аффективным расстройством, а шизофрения встречается у людей, которые родились и выросли в городах, вдвое чаще, чем у деревенских жителей. Группа ученых из Гейдельбергского университета (Германия) и Университета Макгилла (Канада) попробовала исследовать, как отличаются нейронные механизмы возникновения стресса у городских и сельских жителей.
Для своих экспериментов исследователи использовали функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ). Этот метод показывает, какие области мозга испытуемого активируются при выполнении тех или иных заданий. В данном случае экспериментаторам надо было вызвать у испытуемых стресс, поэтому они предложили им так называемую «монреальскую стрессовую задачу» (Montreal Imaging Stress Task), при которой испытуемым надо было решать на время сложные арифметические примеры. При выполнении такого задания у испытуемого возникает стресс, что подтверждается изменениями уровня сердцебиения, кровяного давления, выброса «стрессовых» гормонов и так далее.
Эксперименты проводились на трех группах людей:
1. Деревенские жители.
2. Жители небольших городков (с населением более 10 000 человек).
3. Жители больших городов (с населением более 100 000 человек).
Оказалось, что при стрессе у людей из этих трех групп наблюдаются два очень любопытных отличия в мозговой активности.
Во-первых, у городских жителей по сравнению с деревенскими сильнее активировалась миндалина. Миндалина (точнее, миндалины; их в мозге две — по одной на каждое полушарие) — это часть лимбической системы, которая играет огромную роль в формировании эмоций. Считается, что именно нарушения в функционировании миндалины приводят ко многим психическим расстройствам. Среди этих расстройств есть и те, которые более характерны для городских, чем для деревенских жителей, — например, тревожные расстройства, депрессия и склонность к насилию.
А во-вторых, в зависимости от того, вырос ли человек в городе или в деревне, у него наблюдалась различная активность в еще одном участке лимбической системы — части передней поясной извилины. Поясная извилина (точнее, опять же, поясные извилины, поскольку это тоже парное образование) также известна своим участием в регуляции стресса. Кроме того, она, видимо, связана и с некоторыми психическими заболеваниями. Например, у тех шизофреников, которые заболели в подростковом возрасте, показано меньшее количество серого вещества в этой области.
В норме миндалина и поясная извилина «общаются» между собой; однако у тех, кто вырос в городе (независимо от того, живет ли он там сейчас), связь между этими двумя регионами ослаблена. Видимо, это говорит о том, что именно детский возраст является критическим для образования данной связи.
Полученные данные говорят о том, что у городских и деревенских жителей и в самом деле разнятся нейронные механизмы, определяющие возникновение стресса. Эти результаты очень хороши, просто слишком хороши, чтобы оказаться верными. Вполне возможно, что исследованные индивиды обладали еще какими-то общими чертами, кроме места своего жительства, и именно эти общие черты определили сходство в активации данных участков мозга. Могло случиться и так, что данные изменения возникали не в ответ на стресс, а по какой-то другой причине. Поэтому исследователи провели еще серию экспериментов с другими испытуемыми, в которых им предлагались и стрессовые, и нестрессовые задания. И полученные результаты подтвердились. Активизация обоих участков возникала именно в ответ на стресс и именно в соответствии с местообитанием испытуемого, без связи с другими его характеристиками — семейным положением, возрастом, образованием, уровнем дохода и так далее.
Тем не менее сохраняется довольно большая вероятность, что какая-нибудь характеристика всё же ускользнула от внимания ученых, и в этом случае полученные результаты остаются сомнительными. Кроме того, урбанизированность — это всё-таки очень сложное понятие, которое складывается из множества различных факторов. Вполне возможно, что данные результаты были связаны не с городской жизнью как таковой, а с каким-то из этих факторов — например, плохой экологией, шумом, избыточным количеством социальных контактов и так далее. Ну и наконец, исследование проводилось на относительно небольшой выборке и только в одной стране — Германии. Может быть, последующие эксперименты не подтвердят полученные данные.
Тем не менее тема явно перспективная и нуждается в дальнейшем изучении. Вполне возможно, что ученым удалось «поймать» важную закономерность в работе мозга. Миндалина и поясная извилина сейчас активно исследуются, и буквально за последний год было получено несколько очень любопытных результатов. Например, обнаружено, что чем больше у человека социальных контактов, тем крупнее по размеру его миндалина. А в недавнем номере Current Biology была опубликована статья, в которой повышенное количество серого вещества в правой миндалине связывалось с консервативными политическими взглядами, а повышенное количество серого вещества в передней поясной извилине — с либеральными. Это открывает широкое поле для различных предположений. Что из полученных данных является причиной, что следствием, а какие факторы вовсе не связаны между собой — всё это предстоит выяснить в дальнейших исследованиях.
Источники: Florian Lederbogen, Peter Kirsch, Leila Haddad, Fabian Streit, Heike Tost, Philipp Schuch, Stefan W?st, Jens C. Pruessner, Marcella Rietschel, Michael Deuschle, Andreas Meyer-Lindenberg. City living and urban upbringing affect neural social stress processing in humans. // Nature. 2011. V. 474. P. 498–501.
Автор: Вера Башмакова, элементы.ру