В жизни любого человека бывают времена, когда трудно самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации, справиться с подавленным состоянием или найти в себе силы, чтобы приступить к решению проблем. В этом случае может оказаться неоценимой помощь профессионального психолога-консультанта.
Его помощь заключается в том, что он, в процессе беседы с вами поможет увидеть вам вашу ситуацию со стороны, с другой точки зрения, иначе отнестись к ней и, если нужно, на основании этого принять решение или изменить свое поведение.
А как определить профессионализм специалиста, к которому вы пришли на прием? Ведь рынок психологических услуг огромен, но риск попасть на прием к дилетанту или обманщику также очень велик, поскольку далеко не каждый психолог имеет соответствующую подготовку для проведения психологических консультаций. Психологическая помощь в нашей стране не лицензируется, нет и закона, регулирующего эту сферу деятельности.
Гарантией качества таких услуг не может являться наличие диплома о психологическом образовании или даже наличие научных званий и степеней в области психологии, поскольку и первое, и второе может быть абсолютно не связано с подготовленностью и опытом специалиста в сфере практической психологии.
Принадлежность психолога к какому-либо профессиональному психологическому или психотерапевтическому сообществу может свидетельствовать о его практической подготовленности и дает определенные гарантии качества, но только если это сообщество предъявляет к своим членам требования, связанные со специальной практической подготовкой в рамках той или иной психотерапевтической школы, контролирует соблюдение ими норм и принципов оказания психологической и психотерапевтической помощи, имеет этические комиссии, куда бы вы могли обратиться с жалобой на действия члена этого общества.
Итак, если вы впервые собираетесь на прием к психологу, вам следует знать, что существуют определенные принципы поведения психолога – консультанта и, что следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия. И напротив, если в процессе работы с психологом вы обнаруживаете, что он нарушает эти принципы, то вы зря тратите на него свое время и деньги. Что же это за принципы?
1. Анонимность.
Это значит, что все, о чем вы говорите с психологом, остается между вами и без вашего согласия ничего не может быть передано третьим лицам, а так же в какие либо общественные или государственные организации. Исключением может быть лишь информация, свидетельствующая о серьезной угрозе чьей-либо жизни, что оговорено в законе. Но и в этом случае психолог должен быть осторожен и учитывать в первую очередь интересы клиента.
2. Доброжелательное и безоценочное (нейтральное) отношение к клиенту.
За этим стоит умение психолога принять вашу позицию и понять вас, ваши желания и чувства, не осуждая и не навязывая иную точку зрения. Лишь только в этом случае возможно спокойное и, насколько это возможно, комфортное совместное исследование ситуации для поиска лучшего варианта поведения.
3. Запрет давать советы.
Одна из основных задач психолога-консультанта – помочь вам принять на себя ответственность за происходящее с вами, помочь увидеть, что вы делали или не делали для того, чтобы оказаться в тяжелой для себя ситуации. Ну а советы способствуют безответственности, поскольку они снимают ответственность с вас и возлагают ее на психолога, давшего совет, который в этом случае ставит себя в позицию всезнайки или «гуру».
4. Разграничение личных и профессиональных интересов.
Это значит, что никаких иных отношений между консультантом и вами, кроме профессиональных, быть не должно. Это правило помогает психологу сохранять так нужную ему для оказания вам помощи нейтральность. Профессиональный психолог не станет помогать своим близким, друзьям, а порекомендует им обратиться к кому-либо из коллег, близко с ним не связанных.