Теоретически, здравомыслящий человек может предполагать, что его проблемы во внешней среде (с коллегами, с партнером, в бизнесе и тд) – это отражение его внутреннего состояния и «скелетов в шкафу». Но практически, очень трудно принять и прочувствовать, а тем более изменить сформированный годами паттерн поведения. Профессиональный бизнес-консультант, да еще и с психологическим образованием, без труда по внешнему поведению не только человека, но и его сотрудников сможет составить примерный портрет собственника или директора.
Давайте разбираться по порядку. Собственник крупного бизнеса, в котором царит атмосфера интриг, наушничества – стучать руководству – практически корпоративная культура. Работники, не обладающие данными характеристиками – долго не живут. И можно сказать, ай какие все вокруг нехорошие, но, как известно, «рыба гниет с головы», а значит бизнес-консультант начинает выдвигать версии. Поведение сотрудников- чем выгодно это собственнику? От каких страхов он защищается и нужно ли ему помогать? Можно ли создать ощущение безопасности другими способами? Разбираемся с запросом и от кого он исходит.
- Руководитель отдела набора персонала жалуется, что хорошие специалисты увольняются. Предполагаем, что персонал находится в страхе, обстановка нестабильная, возможно в организации нет четких правил или правила часто меняются. Собственник или руководитель не понимают этого, так как сами не имеют четкого представления – пробуем работать с руководством по этим вопросам.
- Руководитель организации или собственник удивляется или делает вид, что удивляется. Пробуем объяснить, что меняя сотрудников ничего не поменяется, если есть запрос на изменения, работаем с руководителем.
Собственник небольшого предприятия с несколькими филиалами своего предприятия в одном городе и амбициями завоевания других городов. Все контролирует сам, причем ежедневно, с одной стороны, такая похвальная осведомленность о делах своего предприятия, с другой, абсолютная невозможность делегировать полномочия, как следствие, сотрудники настолько привыкли писать отчеты ради самих отчетов, что главной темой неформальной корпоративной культуры становится «советский стиль поведения» – сделаем, посмотрим, обратим внимание, конечно, обязательно – за которым не происходит изменений. Чем больше собственник контролирует, тем меньше денег зарабатывает. Нервничает, при попытке рассказать ему о том, что бывают выходные у его работников, что есть такое понятие как перерыв, что у коллектива развивается рабская психология и отсутствие инициативы- ответ один: они итак ничего не делают. Работники ничего не делают, реклама не работает, все пробовали… но вы помогите. Звонки начинаются всегда с претензией, у бизнес-консультанта складывается четкое представление о том, что, только обвиняя мир, собственник становится спокойнее, тревожность уходит и он счастлив. Предполагаем, что собственник воспроизводит свою детскую жизнь вновь и вновь. Что можно сделать в данной ситуации? Без запроса на личные изменения собственника – только временные меры, которые принесут временные изменения.
Собственник малого предприятия, жалуется на несамостоятельность коллектива менеджеров, которые при его появлении наперебой рассказывают о срочных неразрешимых проблемах, соревнуясь на скорость. Что происходит у него дома? Когда он переступает порог своей квартиры – ситуация один в один та же: дети бегут и соревнуются за внимание, родители с проблемами, и партнер, который ждет решения по семейным вопросам. И тут как в споре о том, кто появился раньше курица или яйцо. Или он так себя ведет, что нормальные люди становятся несамостоятельными, или он подсознательно себе таких подбирает, чтобы постоянно, день за днем проигрывать эти ситуации? Для бизнес-консультанта – это неважно, есть симптом, у которого есть глубокая психологическая причина, и есть следствия, с которыми его нанимают бороться.
Со стороны вполне очевидно, что борьба со следствиями даст кратковременный эффект, но без запроса на личные изменения, мы не можем действовать.
Все три приведенные в пример организационные системы жизнеспособны и функционируют по сложившимся законам, но раз существует недовольство собственников, то есть вероятность распада. Здесь бизнес-консультант или укрепляет систему, или меняет ее. Многие аналитики отмечают, что время тиранических токсичных организаций в прошлом, собственники, которые хотят развиваться, понимают или еще только предчувствуют, что нужно что-то делать. Конечно, самый частый шаг: нанимать консультантов, которые должны непременно «вылечить» сотрудников, что-то немного подправить и подкрасить. Понимают, что корпоративы- это больше чем пьянка и вроде бы нужны социальные выгоды и атмосфера в коллективе, но к серьезным изменениям пока не готовы. Тогда как организация – это место, где отыгрываются детские сценарии.