Есть несколько тревожных признаков, которые говорят о том, что ребенок не справляется, что не хватает ему ресурсов выжить в новой детскосадичной среде.
Ребенок часто и сильно болеет. Болеть во время адаптации – это нормально. Однако случается, что ребенок сходил в сад на 2 дня и заболел на 2 недели, и это происходит несколько месяцев подряд. Бывает, родители проходят на прием к психологу и говорят, наш ребенок за полгода отходил в детский сад максимум 2 недели, и не подряд, а если по пальцам дни считать. А еще в больнице пришлось полежать пару раз, потому что болел очень серьезно. Так вот это говорит о том, что ребенок просто не ходит в детский сад и не собирается, он не готов, семья не готова.
Когда количество дней в саду хотя бы равно количеству дней на больничном, или больше. И болезни-то в основном сопли/кашель, без скорых и больниц. Вот тогда какая-то адаптация происходит, и есть шанс, что в течение года ребенок адаптируется.
Ребенок ничего не ест и не пьет. Отказ от еды – это нормальная реакция в первые дни. Дети, которым хватает адаптивных ресурсов, начинают питаться через несколько дней, максимум через пару недель. И даже когда они не едят кашу и суп, то все равно пьют водичку, едят хлеб и печенье. Беспокоиться стоит тогда, когда отказ от еды и питья полный и ситуация через две недели не улучшилась.
Поведение переходит все границы. В детском саду кусаются и дерутся, плачут, мало едят. И всё это нормально и всё это проходит со временем. Однако случается, что ребенок, имеющий неврологические особенности, демонстрирует крайности. Убегает в пустое помещение и сидит там один весь день, не идёт на контакт, любые попытки приблизиться вызывают визги и крики, агрессивное сопротивление. Ребенок находится в группе, но отчаянный плач и крики не прекращаются часами. Или своим агрессивным поведением ребенок причиняет реальный физический вред себе, другим детям и/или разрушает вещи. Воспитателю не удается успокоить и переключить внимание ребенка так долго, что это нарушает функционирование всей группы. Это примеры ситуаций, когда помощь требуется всем.
Если происходит что-то из вышеперечисленного, или что-то ещё, что вызывает у вас или у воспитателей сильную тревогу, то необходимо обратиться за помощью. Выслушать мнение воспитателя и психолога детского сада. Обратиться к психологу из независимой организации. Обратиться к участковому педиатру и неврологу. Нужно разобраться в ситуации и принять решение, что делать дальше – лечить ребенка, отложить детский сад на год, поменять детский сад или что-то ещё.
Вы можете записать на консультацию к автору этой статьи, психологу Екатерине Мужевой, телефон +7 922 205-74-72