Давайте представим, что вы оставили всех своих близких и друзей, взяли с собой только пару вещей и уехали на другой конец страны работать на незнакомой работе с незнакомыми людьми. Там не работают ни телефоны, ни интернет, нельзя связаться с домом и услышать родной голос. Насколько легко или трудно вам будет? Какие чувства вы будете испытывать при этом? Как вы будете с этим справляться? А если вы уехали в страну, на языке которой вы не говорите?
Так и ребенок попадает в чуждую для него, полностью незнакомую среду. Там много детей и мало взрослых. И все они незнакомые. Там мало внимания, к которому ребенок привык дома. Там всё пахнет по-другому, чужие запахи. Там незнакомые звуки. Там совсем непонятные, отличные от домашних, правила и требования. Там другая еда, другие столы и стулья. Там нужно как-то заботиться о себе самому. Ребенок оказывается в стрессовой ситуации, и его организм начинает включать биохимические процессы, нетипичные для мирной домашней жизни.
Стресс – это сложный механизм адаптации, во время которого меняется работа нервной системы, мозга, сердца, всех внутренних органов. Это значит, что сердце бьётся в другом ритме, в мозге другие волны работают, сосуды расширяются и сужают иначе, кишечник двигает не как всегда. В теле от стресса копятся токсины, а клетки испытывают кислородное голодание. Всем известные гормоны стресса адреналин и норадреналин угнетают работу иммунной системы, значительно ослабляя способность организма противостоять инфекциям. А новых неизвестных бактерий и вирусов в детском саду – в миллионы раз больше, чем дома.
Реакции бывают только две – активная и пассивная. Активная – заболеть, идти дружить, искать и находить поддержку, погружаться в игру, драться, кусать, напрягать все мышцы в теле, кричать, сопротивляться. Пассивная – прятаться, молчать, сдаваться, испытывать онемелость всех мышц, притворяться, что тебя тут нет, ты невидимый. И, конечно, могут быть самые причудливые сочетания активных и пассивных реакций.
Для родителей и педагогов важно понимать – что бы ребенок ни делал, как бы себя ни вёл, это помогает ему справиться со стрессом и выжить в незнакомой среде. Нет пользы ругать за то, что он кусается или дерется. Такое поведение ребенку необходимо, чтобы выжить. Бесполезно настаивать, чтобы он не прятался и не стеснялся общаться. Такое поведение ребенку необходимо, чтобы выжить.
Режим выживания – глубоко биологический, древний, эволюционный. Борьбу с ним можно сравнить с борьбой со стихией. Человек не может победить стихию, не может заставить шторм стихнуть. Никакие действия человека не остановят извержение вулкана или землетрясение. Это надо просто пережить и выжить. Поэтому бесполезно ругать ребенка за неадекватное поведение. Нужно снизить уровень стресса и помочь ему пережить это.
Итог:
• Поведение ребенка изменяется так, чтобы он мог выжить в стрессовой ситуации. Любое неадекватное поведение – признак того, что ребенок пытается справиться. Адекватное поведение говорит о том, что ребенок справляется хорошо.
• Эмоциональное состояние может быть очень нестабильным, настроение чаще всего плохое. Хорошее настроение говорит о том, что ребенок справляется хорошо.
• Иммунная система ослаблена на фоне стресса и сниженных эмоций, ребенок начинает часто болеть. Редкие болезни говорят о том, что ребенок справляется хорошо.
Вы можете обратиться на консультацию к автору этой статьи, психологу Екатерине Юрьевне +7 922 205-72-74